Книгу Памяти написал фронтовик

0
76
Книгу Памяти написал фронтовик

К Дню защитника Отечества

В преддверии полувекового юбилея Победы в 1994 году в г. Кирове была издана 17-томная Кировская областная Книга Памяти. В 10-м томе опубликованы поименные списки слобожан, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. В предисловии Слободской районной Книги Памяти читаем, что в нее «было внесено 11167 слобожан, из них погибших 5528, пропавших без вести 5639. Всего за годы Великой Отечественной войны Слободским райвоенкоматом было мобилизовано на фронт 21343 человека». К сожалению, в Книгу Памяти не вошли имена еще многих наших земляков. Точка в розыскных мероприятиях не поставлена по сей день, но даже в не достаточно полном виде Книга Памяти стала уникальным явлением в увековечении имен воинов-слобожан, павших в боях за Родину, и предметом поклонения людей, имена родственников которых значатся в Книге.

Одним из авторов районной Книги Памяти, который возглавлял работу по ее созданию, был участник Великой Отечественной войны В.А. Лихачев (7 августа 2019 года ему исполнилось 93 года). Викентий Аркадьевич поделился воспоминаниями о той работе: «В начале 1989 года в Политбюро ЦК КПСС было принято решение о создании Всесоюзной Книги Памяти. В апреле того же года бюро Кировского обкома партии утвердило редакционную комиссию по созданию областной Книги Памяти. Горкомам партии было предложено также подготовить районные Книги Памяти. К тому времени я уже вышел на пенсию с поста председателя комитета народного контроля. Когда в Слободском встал вопрос, кто возглавит эту работу, меня вызвали в горком партии и поручили заняться этим делом. Не представляя поначалу его масштабов, я считал, что за полгода-год мы управимся. Однако на деле едва уложились в 5 лет.
В состав рабочей группы, которая изо дня в день неустанно трудилась вместе со мной, входили ветераны труда: бывшая учительница школы №7, моя супруга
Т.П. Лихачева и бывший председатель райкома профсоюза работников торговли Л.М. Уланова. На этих женщин легла вся черновая работа. Помощь в создании Книги Памяти также оказали районная редакционная комиссия в составе представителей городской и районной администраций А.Н. Корепанова и В.А. Погудина, слободской горвоенком А.П. Сабанчеев, сельские и поселковый Советы народных депутатов, ветераны войны и труда И.Ф. Пантелеев, И.А. Бурков, А.Г. Загарских, В.И. Князев, С.С. Ильин, Н.М. Трегубова, С.А. Мясникова, Р.В. Ложкина, Н.И. Глотова и другие.
Работу начали с изучения архивов военкомата и сразу же наткнулись на первые трудности – документы были написаны на газетной бумаге, со временем стали рыхлыми, до некоторых нельзя было дотронуться. К тому же в военкомате не было полного учета погибших – в годы войны похоронки зачастую шли напрямую к адресату, и в результате большая часть не вернувшихся с фронта людей выпала из поля зрения военкомата, где мы обнаружили примерно 6,5 тысяч имен. Также около 10 тысяч справок получили по нашим запросам из Подольского и Ленинградского госархивов Министерства обороны СССР — в первом хранятся сведения о сухопутных войсках, во втором – о моряках. Сведения на офицерский состав брали в областном военкомате. Использовали также письма-ответы из военкоматов других областей с мест захоронения воинов-слобожан, сообщения поисковых групп, извещения, хранившиеся у родственников. В слободском отделе социального обеспечения воспользовались списками семей, получавших пособия на детей по случаю гибели отца. В результате этих розыскных мероприятий нам удалось дополнительно установить еще более 5 тысяч имен.
В итоге, всего было составлено свыше 12 тысяч карточек на погибших, где указывались основные биографические данные: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, проживания и призыва, национальность, партийность, воинское звание и должность, дата гибели и место захоронения. Они были расставлены в алфавитном порядке в ящики, а наша квартира в это время превратилась в штаб, куда ежедневно поступало по несколько десятков звонков.
Затем началась работа по сверке картотеки. Ее трудность состояла в том, что после войны прошло уже полвека, некоторые деревни исчезли с карты района, ушли из жизни очевидцы тех времен. Если бы эта работа проводилась через 10 лет после войны, она была бы намного эффективней. Тем не менее, во многом благодаря всемерной поддержке и усердию моей жены Татьяны Павловны, районная Книга Памяти была вовремя сдана в печать. Также помогло то, что я воевал на фронте, почти 7 лет отслужил в армии, знал обо всех воинских подразделениях, закончил партийную школу и заочно пединститут. Мы создали важнейший документ, памятник о войне – это история нашего города и района».
С особой горечью В.А. Лихачев рассказал о фронтовых буднях — вначале служил рядовым автоматчиком в пехоте, затем связистом телефонной связи, освобождая Белоруссию и Прибалтику: «В начале 1943 года с фронта пришло известие, что при защите Ленинграда погиб мой отец. А осенью меня самого призвали в армию, мне было 17 лет и 2 месяца. До сих пор помнится тот день — 4 ноября 1943 года, когда из Слободского нас отправили в Котельнич на областной пересыльный пункт. Здесь мы получили обмундирование и отправились в запасной полк в п. Вишкиль. Жили там в больших землянках, в которых умещалось по 250 человек. Я служил в автоматной роте. Команды для отправки на фронт были сформированы в марте 1944 года. Сначала нас в товарных вагонах везли по направлению г. Великие Луки, но затем дивизию перебросили, и эшелон поехал на Смоленщину. По пути нас стали бомбить немецкие самолеты, и сотни молодых солдат погибли, даже не добравшись до фронта.
В свой первый бой мы вступили в начале апреля на белорусской земле. Я воевал в 935 стрелковом полку 306 стрелковой дивизии 1-го Прибалтийского фронта, который первым начал освобождение Белоруссии. За два месяца боев наш полк освободил более 50 белорусских сел и деревень. Освобожденные территории представляли собой ужасное зрелище – населенные пункты были разрушены бомбежками и артобстрелами или сожжены немцами при отступлении. Самым тяжелым впечатлением стали несколько лагерей, куда при гитлеровцах сгоняли мирное население. Освобождая их, мы видели людей, доведенных до крайнего истощения, которые походили на движущиеся скелеты. На это было невозможно смотреть даже нам, солдатам, много повидавшим за месяцы войны.
Летом 1944-го нашу дивизию перебросили на освобождение прибалтийских республик, и я стал выполнять обязанности связиста. Должен заметить, что связистов на фронте всегда не хватало – они очень часто подрывались на минах или попадали под артобстрел. Но сами связисты больше всего боялись попасть в плен. Меня судьба уберегла и от мины, и от плена, но в июле 1944 года попал в госпиталь с осколочным ранением грудной клетки. Молодой организм изо всех сил цеплялся за жизнь, и через полтора месяца я выпросился из госпиталя, чтобы не отстать от родного полка. Весной 1945-го наш полк участвовал в ликвидации Курляндской группировки немецких войск. О том, что война окончена, я узнал, когда находился в Прибалтике. Здесь 9 мая еще шли бои, и несколько моих однополчан погибли уже после победного дня.
На встречах с молодежью мне часто задают вопрос: как выглядел быт солдат на передовой? Жили мы в основном в траншеях, все время находились в наступлении, целыми сутками через нас летели пули и снаряды. На огневых позициях была очень сложная обстановка, даже спичку зажечь, чтобы закурить, было нельзя, не говоря уж о разведении костра. Я ни разу не спал в теплых помещениях, негде было умыться и в баню сходить. Когда наступали, то питались, чем придется – полевая кухня не успевала за нами. Везде заминировано, постоянные артналеты, опасность ежесекундно быть убитым. Такое не забывается».
Находясь на фронте, в апреле 1945 года в 18-летнем возрасте В.А. Лихачев вступил в ряды Коммунистической партии и остается верен ее идеям по сей день. После демобилизации он работал заведующим отделом райкома комсомола, инструктором горкома КПСС, заместителем председателя исполкома Слободского районного Совета народных депутатов, последние 10 лет перед выходом на пенсию возглавлял райгоркомитет народного контроля. С 1 января 1987 года он является пенсионером республиканского значения.
За мужество и отвагу на фронте В.А. Лихачев награжден боевым орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени, орденом Великой Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Белоруссии», «За победу над Германией». В мирное время удостоен ордена Знак Почета. Сегодня Викентий Аркадьевич пользуется особым уважением и благодарностью слобожан как фронтовик и как человек, создавший Книгу Памяти. Она засвидетельствовала подвиг наших земляков, родных и близких во имя свободы и преумножения славы России.
Надежда Сергеева.

 

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.