Секреты рецептуры почёта

0
284
Секреты рецептуры почёта

Немало в нашем городе живет и трудится разных людей. Все профессии важны и нужны обществу, как сказал поэт. Но имена отдельных людей за определенные достижения и вклад иногда вписываются в историю нашего города. В нынешнем году такой чести был удостоен С.А. Ксенофонтов, генеральный директор ОАО «Слободской мясокомбинат». Городская Дума недавно присвоила ему звание «Почетный гражданин города Слободского». Многие его знают, как опытного и требовательного руководителя, профессионала, влюбленного в свое дело. При этом он остается очень скромным и непубличным человеком. Попробуйте поискать о нем информацию в Интернете — найдете самую малость и пару фотоснимков. Нам захотелось побольше узнать об этом человеке и рассказать слобожанам, кто он — новоиспеченный Почетный гражданин города. Эти аргументы были услышаны, и Сергей Александрович согласился принять журналистов «Центра города» в своем кабинете.

Оказалось, он не коренной слобожанин. Приехал в наш город по распределению после института, да так и остался, навсегда полюбив Слободской. Наверное, тот случай, когда приезжий человек может сделать для города больше, чем какой-нибудь местный пустомеля. Впрочем, слово нашему герою дня.
— Я по природе своей не горожанин. Родился в селе Березовка Бутурлиновского района Воронежской области. Родители работали в совхозе, и я до девятого класса жил в селе. После окончания Воронежского технологического института был распределен на Кировский мясокомбинат. Куда и прибыл осенью 1978 года. Отец не был против, а мама меня отговаривала. Причитала, мол, Сережа, куда ты собрался? Там даже яблоки не растут.
— А как попали в Слободской?
— Вместе со мной из Воронежа направление в Киров получили две мои одногруппницы: Маша Новикова и Галина Фатеева. Девчата уехали раньше и уже устроились на работу. По прибытии на Вятку я навестил подруг по институту. Маша трудилась на Кировском мясокомбинате, а Галя — на Слободском. На автовокзале сел в автобус, сказали, что до Слободского всего полчаса. Ровно через тридцать минут стал пробираться к выходу. Жду. Никак не приедем. Спросил, когда же Слободской? Отвечают, дескать, еще час ехать. Далековато, решил я тогда. Вышел на слободской автостанции, спрашиваю у прохожей: «Как проехать до мясокомбината?» «Садись на однойку», — отвечает. Что за слово такое – «однойка»? В Воронеже такого не слыхал. Может быть, ослышался. У другого прохожего снова спрашиваю. «На однойке», — отвечает. Обращаюсь к третьему с вопросом: «Что такое однойка?» Отвечает, дескать, это автобус маршрута «1» или «1А». На каком ехать? Окончательно меня запутали. «Куда я попал?» — думаю.
Нашел одногруппницу Галю. Встретились, она меня напоила чаем, накормила колбасой. К слову, до настоящего времени Галина Владимировна Суходоева работает на Слободском мясокомбинате начальником мясо-жирового цеха. Пошла меня провожать. У проходной на пригорке мужчина стоит высокий, видный. «Вот, — говорит Галина, — познакомься. Это наш директор Владимир Михайлович Болтовский».
Вернулся я в Киров, наутро пришел в Объединение мясной промышленности области, а И.М. Шугин, генеральный директор, заявляет, дескать, поедешь работать в Слободской. «Не хочу в Слободской, – спорю с ним. – Меня на Кировском мясокомбинате по распределению ждут». Он в ответ, мол, тут я решаю, где тебя ждут. Как потом выяснилось, на Слободском мясокомбинате была напряженка с кадрами. Объединением было принято решение направить туда молодых специалистов. Так меня и сосватали в Слободской, который навсегда стал родным.
Заступил на должность технолога предприятия. Занимался организацией технологического процесса и контролем качества. Через два с половиной года попросил перевести меня на производство исполняющим обязанности старшего мастера колбасного цеха. Эта работа более приближена к техпроцессу и людям. Помню, в мою первую зиму в Слободском в декабре 1978 года ударили морозы минус 50 градусов Цельсия. Вспомнил маму и ее рассказ про яблоки.
По истечении трех лет засобирался на родину в Воронеж. К слову, мой родной дядя, тоже Сергей Александрович, был директором Воронежского мясокомбината. Такое вот совпадение. Но что-то не сложилось. Меня пригласили на Кировский мясокомбинат, пообещав решить жилищный вопрос. На предприятии познакомился со своей будущей супругой Мариной Александровной, которая родом из Орловской области. Она закончила Россошанский техникум по специальности техник-технолог мясной промышленности. А вот связала нас Вятка. В 1985 году сыграли комсомольскую безалкогольную свадьбу со знаменитыми чайниками. У нас родилась дочь, а мы продолжали жить в комнате общежития.
— Получается, Слободской не с первого раза распахнул Вам свои объятия?
— В горбачевские времена было такое веяние – выборность руководителя. Коллектив Слободского мясокомбината написал на меня ходатайство в партийные органы на вакантную должность директора предприятия. Горком направил ходатайство в обком, те — в объединение мясной промышленности. Так в тридцать три года я стал выборным директором Слободского мясокомбината, где и работаю по сей день.
— На сегодняшний день в нашем городе Вы — единственный и последний так называемый «красный директор», руководитель промышленного предприятия, который успешно трудился в период смены политических формаций и эпох. Когда было наиболее трудно?
— Через три года, как я стал директором, предприятие на 50% увеличило объемы производства колбас и забоя скота. Пришлось потрудиться, чтобы вместе с коллективом добиться этих результатов. В девяностых, чтобы в срок выполнить заявку на производство продукции, приходилось порой работать и по ночам, и в выходные, устранять поломки на ходу, но держать слово перед партнерами. После рыночных реформ из девяти мясокомбинатов Кировской области до настоящего времени в живых остались только три: Слободской, Кировский и Советский.
— В чем секрет такого Вашего с коллективом успеха: везение или расчет?
— Люблю в работе повторять слова Ильича про необходимость учета и контроля. Вот и весь секрет. Причем контроль в моем понимании — это не только проверить, вовремя ли все пришли на работу. В первую очередь, на производстве необходим контроль соблюдения технологических процессов, контроль качества на всех этапах. Не менее важен и учет.
Утро каждого рабочего дня я начинаю с того самого пригорка, на котором познакомился с моим предшественником В.М. Болтовским. Сразу иду в холодильный цех, где анализирую ситуацию по сырью. Мне важно знать, сколько осталось, какое поступило на производство. Далее направляюсь в колбасный цех, смотрю на качество продукции. Порой привлекаю специалистов. Обсуждаем, дегустируем, вносим коррективы. Затем смотрю остальное производство и только после этого в кабинет.
— Как работается в наши дни?
— Непросто. Сейчас многое в итоге зависит от объемов реализации, а здесь верховодят торговые сети и играют по жестким правилам. Я всегда делал упор на высокое качество нашей продукции, вкладывался в современные технологии, а нужно было еще наращивать и собственные торговые площади. Как, например, нам это удалось в Слободском. Магазины Слободского мясокомбината пользуются у слобожан популярностью и конкурируют с федеральными сетями. К слову, обнаружил интересное наблюдение. Во время пандемии увеличилась выручка в магазинах, расположенных в спальных микрорайонах, например, «Телец» или «Козерог». Приток покупателя — для нас знак доверия. Еще нашу продукцию можно увидеть в Республике Коми, в Архангельской области и родной Кировской.
— Что для города Ваше предприятие?
— Во все годы, пока я возглавляю Слободской мясокомбинат, у меня два важных принципа: своевременная уплата налогов и заработной платы работникам. Ни разу мы не задержали ни первое, ни второе. Сегодня на предприятии трудится около двухсот человек, еще сто пятьдесят рабочих мест — в фирменной торговой сети.
— За 42 года Слободской стал для Вас родным?
— Когда я переехал в Слободской, здесь были деревянные тротуары. Сейчас их уже не осталось. С годами понял, что Киров и другие большие города мне не комфортны. Скажем, в Москве могу находиться не больше пяти дней. Другое дело — в нашем Слободском: вышел из дома на лужайку и погулял. Он — старинный купеческий город, с ним связана вся моя трудовая биография. Супруге порой говорю: «А что бы ты делала сейчас в Кирове? Хорошо, что мы живем в Слободском». Ценю историю города, поэтому всегда стараюсь помогать. Как не помогать коллективу и ветеранам предприятия? Нельзя без этого. Всегда говорю подчиненным, что мы тоже когда-то выйдем на пенсию.
— Слобожане чем-то отличаются от других людей? Скажем, от жителей Воронежа?
— Мне сложно судить, я давно уехал из Воронежа. А вот от жителей одного соседнего региона, пожалуй, да. Приходилось сотрудничать по работе. Часто слышал там фразу: «Вы нам должны, вы обязаны». Слобожане более трудолюбивы и покладисты.
— В Слободском у Вас есть какое-то любимое место, которое симпатично и дорого?
— Берег Вятки, наша набережная. Люблю пройтись здесь, полюбоваться заречными далями.
— Именно трудовой коллектив предприятия ходатайствовал о присвоении Вам звания «Почетный гражданин города». Как Вы думаете, за что Вас уважают и ценят коллеги?
— Наверное, за мои «учет и контроль».
Записал Евгений Рычков.

Фото автора.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.