Отрасль производства хорошего настроения

0
71
Отрасль производства хорошего настроения

25 марта сотрудники музеев, библиотек, домов культуры, театров, филармоний, люди творческих профессий, деятели искусства, а также хранители и популяризаторы культурного наследия отмечали свой профессиональный праздник — День работника культуры. Впервые, наверное, из-за карантина и неожиданных каникул в учреждениях культуры на сцене и в залах было пусто в этот день. Наталия Валентиновна Лузянина, заведующая культурно-массовым сектором Дворца культуры «Паруса», работает в этой сфере не один десяток лет. Помимо подготовки и написания сценариев массовых мероприятий в нашем городе, слобожане знают ее еще и как ведущую. Она рассказала «ЦГ» о том, как выбирала профессию, об интересных занятиях в творческой атмосфере училища культуры, о работе в сельском и городском ДК, о зрителях, смешных и непредсказуемых ситуациях на сцене.

Отрасль производства хорошего настроения

— Я родилась в д. Чернопенье Белохолуницкого района. До четвертого класса мы с родителями жили в Белой Холунице, после переехали в Шестаково, я окончила там школу. Причем, когда еще жила в Белой Холунице, меня, начиная с детсадовского возраста, брали в агитбригады, ездили, выступали перед работниками по полям. В то время форма агитационной художественной бригады была очень популярна. Бригада была быстро собираема, мобильна, в выступлениях мы освещали политические проблемы, основные лозунги того времени: Все на уборку урожая! На посев! и т.д.
В Шестаково тоже участвовала в самодеятельности и даже не думала, что свяжу с ней судьбу. Подружка решила подавать документы в Кировское училище культуры, и я пошла за компанию. Вообще, выбор профессии для меня был очень тяжелым, я ночи не спала, думала, куда пойти учиться. Рассматривала и пединститут по профилю географии и биологии, потому что эти предметы я знала хорошо. Кто-то мне советовал выучиться на товароведа, тогда в моде была торговля. Но в институте надо пять лет учиться, а в училище — два с половиной года. После школы же хочешь быстрее самостоятельной стать, работать, чтобы деньги свои были. Решила: пойду в училище, в результате подруга не поступила, а я поступила. Потом так же выбирала специальность между двумя режиссурами, подумала, если я хочу работать в доме культуры на селе, проводить все мероприятия, то, наверное, надо выбрать специальность «режиссер клубных мероприятий». Ее охват был шире, нежели «режиссер театральных постановок».
Так, в 1986 году я и поступила в Кировское училище культуры. Это были переломные для страны годы, культуру перестраивали и решили из нас сделать организаторов кульпросветработы — специалистов широкого профиля. Нам преподавали фотодело, режиссуру, бальные и народные танцы, мы даже получили удостоверение киномехаников. Чтобы специалист, приезжая на село, умел делать все: и танцевать, и петь, и играть, и показывать фильмы и т.д. Мне очень нравилось учиться, потому что все было неведомо, атмосфера удивительная, все помогали друг другу, много репетировали. Каждый писал свой эпизод, потом соединяли в единое произведение, и каждый болел за каждого, репетировали ночами, чтобы не подвести друг друга. Самая распространенная и лучшая еда нашего студенчества — батон за 25 копеек и кефир.
Со мной учились ребята из Кирова, Нижнего Новгорода, Афанасьево, Вятских Полян, Юрьи. Сейчас в культуре из всех нас работает два-три человека. Многие в 90-х закончили свою карьеру в этой сфере, потому что работать в ней можно только на энтузиазме, любя свою профессию.
Моим первым местом работы был Дом культуры в Шестаково. Тогда было все строго по направлениям: идеология, идейно-политическое, коммунистическое воспитание. И каждое учреждение культуры обязано было строго их исполнять. Были народные университеты, устные журналы, где первая страница о политической обстановке в стране, все хорошо, все замечательно, все по-ударному. Были хоры и танцевальные коллективы по тридцать-сорок человек из рабочих коллективов. Все пели, плясали, и обязательно раз в год проходили смотры художественной самодеятельности.
В Шестаково я работала с 1989 года, сначала была методистом, потом художественным руководителем, занималась всеми праздниками, постановками, вела кружки, любительские объединения. В 2006 году мы с мужем переехали в Слободской. Передо мной опять встал выбор, куда пойти работать, были вакансии в Стуловском ДК, районном Доме культуры в Вахрушах и в городском Доме культуры. Так как я живу на поселке, решила сначала в ДК им. Горького сходить, пообщалась там и больше никуда не пошла.
Сейчас я как заведующая культурно-массовым сектором координирую работу всех коллективов и клубных формирований. На данный момент в Доме культуры их тридцать восемь, в них занимается одна тысяча триста тридцать два человека в возрасте от трех до восьмидесяти лет. Также занимаюсь организацией массовых мероприятий для слобожан. День города, Новый год, Масленица, День пожилого человека и обязательно святой праздник — 9 Мая. Считаю, что наша главная задача как учреждения культуры — это развитие самодеятельного народного творчества, которое проявляется и в поддержке коллективов, клубных формирований, и проведение народных праздников, фестивалей, гуляний. Потому что человек во все времена хотел и стремился к самовыражению. У нас в ДК нет отбора, репетируют все, кто хочет себя показать.
Слободская публика требовательнее, особенно в наше время, когда есть выбор, соответственно, и конкуренция. Каждый наш концерт и мероприятие — это продукт. Выбор за зрителем, они могут прийти к нам, а могут в Стулово, в Первомайский, если есть возможность, съездить в Киров. Поэтому сейчас немного сложнее работать. Но у каждого нашего коллектива есть своя публика, свой зритель, который не пропускает их выступлений. Некоторые высказывают нам после мероприятий свои пожелания или замечания, мы все учитываем в своей работе. Сельские зрители, можно сказать, добрее, какое бы выступление не дал, очень рады.
До вынужденных каникул мы активно готовились к великому празднику для нашей страны — Дню Победы. На данный момент все наши творческие коллективы пока приостановили репетиции, но они все мобильные, и когда нужно, очень быстро соберутся и все сделают. Мы с Татьяной Леонидовной Осетровой пишем сценарий, думаем, как что развернуть и показать, подобрать нужные слова. Все-таки 75 лет Победе, хочется не повторяться, а сказать и показать зрителям по-особенному проникновенно.
Когда я начинала работать, нас отправляли практиковаться в профессиональные коллективы. Хоровики, например, ездили в хор им. Пятницкого, мы ездили в Йошкар-Олу на большой фестиваль-смотр, где собирались режиссеры из Москвы, Нижнего Новгорода, Перми. Мы работали вместе с ними, учились. Сейчас из-за скудного финансирования отрасли этого нет. Находим выход: наши коллективы ездят на международные конкурсы, там бывают мастер-классы. Это дает результаты, заметен рост руководителя в профессиональном плане.
Мне нравится, что мы работаем в команде настоящих профессионалов, начиная с директора Дома культуры О.Ю. Осетрова, который может все организовать в единое ядро. Т.Л. Осетрова, человек, который болеет всей душой за каждое мероприятие и подготовку к нему, Юрий Горяев — отличный мастер по свету.
Мало просто написать сценарий, результат всего мероприятия зависит от того, какой подберешь музыкальный материал, как подашь игру, чем заинтересуешь зрителя. И самое главное, помнить, что ты не звезда, раз вышел на сцену и ведешь концерт. Самые главные — это зрители, они самые умные, самые правильные, а ты просто ведешь их за собой, но очень осторожно.
Бывают в нашей профессии и непредсказуемые случаи и моменты, когда не знаешь, что произойдет дальше. Как-то на Масленицу по сценарию на сцену выезжал Емеля на печи, внутри печи были люди, выехали они на сцену, пришло время ему вставать. И в этот момент у Емели падают штаны. Зрители, конечно, покатились от смеха, он персонаж потешный. Но наш Емеля не растерялся, подтянул штаны одной рукой, другой играет, говорит свой текст, но никто его не слушал, все долго смеялись.
В 2017 году на День Победы в Слободском шел ливень, артисты, выступающие на площади, переодевались кто в автобусе (специально подогнали его к сцене), кто под сценой. Начало мероприятия, О.Ю. Осетров по рации запрашивает: все ли готовы? Тишина, друг на друга смотрим и не знаем, где артисты. Но как только прозвучал первый аккорд, все вышли, ни одного номера не сорвали, падали на скользкой сцене, вставали и танцевали. Низкий поклон всем участникам. Все работали ради одного дела, в команде.
В 2006 году на фестивале «Шире круг» я как ведущая должна была выйти на последних аккордах танцевального номера «Акварели» из задника (задний фоновый занавес). Поднять его должна была наша сотрудница, но она пробежала мимо. Я ей говорю: открывай, надо идти, а то опоздаю. А она отвечает, что некогда, и убежала. Сцена пустая, мне же надо начинать мероприятие, представить жюри, из области многие приехали. И я пошла сама, пока открывала этот задник, танцоры ушли, пустая сцена, и я одна путаюсь в этих кулисах, понимаю, что на меня смотрят, внутри все трясется, хочется засмеяться, понимаю, что этого делать нельзя, что надо собраться и начать говорить текст по сценарию: «Когда много друзей собираются вместе, мы говорим: шире круг, шире круг для друзей, шире круг для гостей…» И пошло дальше. Кировские до сих пор вспоминают этот курьезный случай.
Хочу поздравить всех коллег с профессиональным праздником! Желаю здоровья, оптимизма и творческого вдохновения!
Анна Зубарева.
Фото из личного архива Н.В. Лузяниной.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.