От купеческого промысла к мировым стандартам

От купеческого промысла к мировым стандартам

Мы, слобожане, наверное, уже привыкли к мысли, что живем в древнем городе. Пять веков истории уносят нас во времена наших предков — первых поселенцев, осваивавших здешние широты. Любой школьник покажет оборонительный ров и крепостной вал той эпохи на берегу реки Вятки. Слободской богат историей, и мы порой уже не замечаем, в каком уникальном месте живем. Древность здесь повсюду. И даже такое современное и очень важное с точки зрения развития территории явление, как промышленное производство, имеет глубокие корни. Например, Слободской машиностроительный завод — одно из старейших промышленных производств России. В нынешнем году предприятие с размахом отмечает свой 300-летний юбилей. Накануне профессионального праздника — Дня машиностроителя мы поговорили с новым генеральным директором предприятия С.В. Забарным об истории малой родины и сегодняшнем дне завода.

От купеческого промысла к мировым стандартам

— Не каждое предприятие может сказать, что ему триста лет. От какого события и даты вы ведете свое летоисчисление?
— В начале восемнадцатого века слободской купец Никита Кириллович Бакулев основал колокололитейное производство. Нужно признать, что он был не первым и не единственным в этом деле в те времена. Много кто еще отливал колокола, промысел был достаточно распространенным. Но благодаря налоговой инспекции, нам удалось получить документ из архива, в котором говорится, что указом императора Петра Первого колокололитейный завод Н.К. Бакулева в Слободском должен внести в казну определенную сумму. Датирована бумага 1719 годом. Было принято решение считать эту отметку датой основания нашего предприятия. Получается, что вот уже триста лет завод исправно платит налоги государству, является старейшим налогоплательщиком страны. Еще нужно отметить, что современный завод до сих пор находится на том самом месте, где Никита Кириллович основал свое производство. Конечно, за три столетия мы заметно расширились и изменились.
Два века, вплоть до октябрьского переворота 1917 года, династия Бакулевых отливала колокола, которые славились по всей России и за ее пределами. Наши колокола и по сей день звонят на Святой горе Афон, на Соловках, в Соединенных Штатах Америки и многих российских храмах. Сохранились они и в сердце нашего города — на колокольне Спасо-Преображенского собора на Соборной площади. Последним колокололитейщиком и представителем седьмого поколения семейной династии Бакулевых являлся В.П. Куршаков. Помимо этого, он дважды избирался главой нашего города. В его бытность как градоначальника г. Слободского появился городской парк имени Пушкина, спроектирован и построен водопровод, появился телефон, соединяющий город с фабричной средой, а также он являлся попечителем всевозможных учреждений. В.П. Куршаков был большим любителем книг. Его библиотека насчитывала десять тысяч томов, это хорошо известно российским коллекционерам.
После октябрьской революции государство не поставило крест на предприятии, диверсифицировав его, говоря современным языком. В первые годы советской власти на базе Бакулевского завода образуется артель «Сапожник», где шили сапоги и ботинки для красноармейцев. Затем на базе бывшей артели создается первая фабрика спортивных принадлежностей. Во время Великой Отечественной войны теперь уже артель «Машиностроитель» вместе со всей страной ковала Победу. В цехах производились солдатские пряжки, каски, котелки, железные пуговицы, саперные лопатки. В литейном цехе отливали корпуса авиационных бомб. Это были трудные годы для артели, но производство не сокращалось.
В 1964 году предприятие возглавил мой дед Н.И. Забарный, и оно было перепрофилировано, став частью большой системы «Сельхозтехники». Именно с этого времени начинается закладка и сдача новых производственных цехов, появляется новое оборудование и новые профессии. В этой отрасли мы и трудимся по сей день. Вначале в цехах Слободского ремонтно-механического завода по заданию облисполкома был освоен ремонт автомобилей ГАЗ-69. В эти же годы был освоен ремонт тракторов и комбайнов. Но уже в скором времени государством была поставлена задача освоить производство необходимых для села машин и агрегатов. Так на заводе были разработаны, внедрены в производство и массово выпускались такие необходимые в то время для сельского хозяйства машины: кормодробилки КДУ-2, прицепы 2ПТС-4М, косилки КИР-1,5, топочный аграгат ТАУ. В конце 80-х и начале 90-х налаживается производство погрузчиков П-4/85 для знаменитых «Кировцев» К-700. Многие слобожане, наверное, до сих пор помнят, как из Ленинграда по железной дороге в Слободской приходили эшелоны мощных тракторов. Мастера предприятия вели монтаж произведенного здесь же навесного оборудования, и уже из нашего города, укомплектованные «Кировцы» разъезжались по всей стране.
Во времена Николая Ивановича были построены нынешние цеха предприятия, в том числе и современный литейный. К слову, он стоит на берегу старого русла реки Вятки, на том самом месте, где когда-то отливались бакулевские колокола. Так за три века купеческий промысел превратился в современное высокотехнологичное производство, выполняющее задачи государственной важности.
— Девяностые годы — не лучшая страница в истории страны. Рухнула отстроенная, как часы, плановая экономика, в итоге промышленность оказалась парализованной, люди остались без работы. Печальные итоги приватизации мы видим в нашем городе по сей день. Некогда процветающие предприятия навсегда потеряны, производственные цеха стоят и разрушаются. Как удалось сохранить наш машиностроительный завод?
— Сегодня многие интересуются этим вопросом. В царской России был такой орден «За веру и верность». По моему мнению, сегодня его были бы достойны те руководители предприятия, которые в те непростые времена стояли у руля завода. Эти люди (не только директор) спасли завод, приняв единственное и правильное решение, сплотившись сохранить предприятие во что бы то ни стало.
Был спад объемов продаж и производства. Денег не хватало на выплату заработной платы и налоги. Выручал бартер. Продукцию меняли на муку, другие продукты питания. Ими рассчитывались с рабочими и поставщиками. В современных условиях такое даже представить сложно. В то смутное время быстро был организован участок по производству товаров народного потребления. Машиностроители научились в своих цехах делать диваны, столики и кресла. В тяжелых условиях еще нужно было противостоять и грабительской приватизации. Мои предшественники сделали все, чтобы завод не ушел на сторону. Это была ключевая позиция руководства.
— Что сегодня производит завод, куда реализуется продукция?
— Сегодня наш завод — лидирующее предприятие в отрасли механизации животноводства. Мы механизируем животноводческие фермы, производим оборудование для кормления, навозоудаления и другие системы. Это широкая линейка продукции. Смотрим в будущее и уже внедряем технологии взаимодействия наших агрегатов с современными операционными системами. По-прежнему мы производим очень востребованные селянами кормодробилки молотковые и роторные. Пользуется спросом наш легендарный миксер «АКМ». Как известно, эта машина получила приз крестьянских симпатий на Всероссийской выставке «Золотая осень-2017». Это был выбор сельхозпроизводителей, и наши потребители отдали за нее свои голоса. Агрегат полностью разработан и внедрен в производство на нашем заводе. С конвейера сошло уже больше двух тысяч единиц этой серии. Из нашего ассортимента востребован у селян измельчитесь рулонов сена. Тоже полностью наша разработка. К 300-летнему юбилею нашим заводом подготовлен к выпуску робот-подталкиватель кормов ПК-1, это первый робот-фермер российского производства, который очень актуален в наше время.
— Вы не одни на рынке. С кем сегодня приходится конкурировать слободским машиностроителям, и на руку ли вам объявленное в стране импортозамещение?
— Конкуренция в нашей отрасли куда более чем серьезная. Аналогичные машины производят и продвигают многие мировые бренды, например, компания «BVL» (Германия), «DeLaval» (Швеция), «Kuhn» (Франция), «Запагромаш» (Белоруссия). Но не в импортозамещении наш успех. Мы с коллективом ищем, что необходимо покупателю продукции завода в условиях российской действительности. Техника у конкурентов не хуже нашей, но значительно дороже. А еще она сконструирована под европейские климатические условия эксплуатации и зачастую требует фирменного сервисного обслуживания. На ферме же в случае поломки простой недопустим. Корова хочет кушать, и ей не объяснить, что нужно потерпеть, пока придет необходимая запасная часть из заграницы. Наш завод выпускает, в первую очередь, надежную технику, адаптированную к российским условиям. При этом не упускаем из вида ремонтопригодность, обеспечиваем шеф-монтаж и сервисное обслуживание. Если необходимо, выезжаем на место. Мы всегда смотрим на нашу продукцию глазами потребителя. Используя в работе наши агрегаты, на выходе его продукция должна быть тоже конкурентоспособна, в первую очередь, по себестоимости.
— Какова география продаж, куда едут слободские машины?
— По всей России. В первую очередь, продаем в Кировскую область и ближайшим соседям в радиусе тысячи километров — это Татарстан, Башкирия, Марий Эл, Чувашия и другие регионы. Еще Омск, Тюмень, Томск, Новосибирск. А также наши машины продаются в Казахстане и Белоруссии. Бренд нашего завода хорошо известен сельхозпроизводителям. В этой отрасли лучший маркетинг — сарафанное радио. Когда поставляешь качественную продукцию, которая помогает селянам выжить, то слава летит впереди тебя.
— Что для города сегодня Слободской машиностроительный завод?
— Думаю, в первую очередь, это налоги и рабочие места для машиностроителей, а также рабочие места для рынка услуг. Сегодня на заводе трудится четыреста шесть человек, средняя зарплата 36 тыс. рублей. Наши люди живут в Слободском, а значит, тратят заработанные деньги здесь же, давая тем самым возможность зарабатывать слобожанам из других отраслей народного хозяйства.
— Все руководители предприятий выплачивают заработную плату и налоги. Но многие этим и ограничиваются. Ваше предприятие еще известно как меценат и инициатор различных благотворительных начинаний — от вопросов благоустройства до краеведения. Для чего это нужно заводу?

— Всегда была связь завода с городом. Я — представитель династии Забарных. Мой дед Николай Иванович и отец Владимир Николаевич — мы все слобожане, любящие свою малую родину, наш древний русский город. Хотим, чтобы он развивался и становился лучше, поэтому в меру сил помогаем. Еще во времена Бакулевых завод всегда помогал родному городу. И не нам прерывать эти традиции.
Завод работает уже триста лет и во все лихолетья ни разу не останавливался. Поэтому важно хранить все созданное нашими предшественниками. Отработав в должности генерального директора три месяца, я, как никогда, теперь понимаю это. Вместе с работниками и ветеранами завода мы живем в одном городе. Поэтому ограничивать территорию своей ответственности нельзя.
Стоит отметить, что мы далеко не одиноки в своих начинаниях и заботах о городе. Слободской в последние годы заметно изменяется к лучшему и оживает. Ремонтируются дороги, благоустраиваются общественные пространства, восстанавливаются храмы. Мы видим старания и усилия местной власти, Вятской епархии. Другие промышленные предприятия и предприниматели тоже активно участвуют в благоустройстве родного города. У Слободского появляется свой дух. Люди это чувствуют. Любовь к малой родине начинает поднимать в них лучшие качества.
— Отреставрированные ворота Крестовоздвиженского монастыря, памятник комендору Катаеву, ограда Никольского храма, новый заводской парк — это все реализованные проекты благоустройства города предыдущих лет. В нынешнем году завод сконцентрировал свои усилия на Детском парке им. А.С. Пушкина. Почему был выбран именно этот объект?
— Парк реконструируют городские власти в рамках федеральной программы. Наше предприятие лишь проявило инициативу по замене и строительству новой входной группы. Лазерной резкой изготовлены уникальные металлические ворота, сделано ограждение. Это тоже своего рода традиция, связанная с историей города и завода, которую мы поддерживаем. Парк был разбит по инициативе В.П. Куршакова к столетию со дня рождения А.С. Пушкина. Уже в советские годы был установлен бюст поэта. Много лет директором Детского парка работала моя бабушка А.Я. Забарная. Всю свою душу и сердце она отдавала любимой работе и детям, которые отдыхали в парке, занимались в кружках. Часть моего детства тоже прошла там. Ремонтно-механический завод, по понятным причинам, являлся многолетним шефом Детского парка. Многие сооружения были построены силами предприятия: ограждение, аттракционы, фонтан. Поэтому в наши дни мы тоже не могли оставаться в стороне.
— Как будете отмечать 300-летний юбилей завода?
— Юбилейным является весь нынешний год. Еще в марте мы провели историческую конференцию и презентовали общественности книгу «Слободской машиностроительный завод. 300 лет в истории города». В мае был торжественно открыт заводской парк. Он сделан не только для работников завода, но и для всех слобожан. В теплую погоду он пользуется популярностью у горожан, по пятницам сюда часто приезжают свадьбы. В июне совместно с администрацией города был проведен уже пятый по счету фестиваль духовых оркестров «Соборная площадь». В День города завод сделал подарок для всех слобожан, организовав на Соборной площади концерт ансамбля русской песни «Бабкины внуки».
Заключительное юбилейное мероприятие состоится в нынешнюю пятницу, в День машиностроителя. В Доме культуры им. Горького мы будем торжественно чествовать наших ветеранов и работников завода. Также туда приглашены дорогие гости и наши партнеры.
В преддверии этого мероприятия от всей души поздравляю ветеранов и работников предприятия с нашим юбилеем! Поздравляю и всех слобожан, поскольку минувшие триста лет показали, что судьба завода неразрывно связана с судьбой нашего любимого города.

Сергей Владимирович Забарный родился в г. Слободском в 1979 году. Закончил Вятскую государственную сельскохозяйственную академию, факультет механизации. В 2004 году, сразу после окончания вуза, пришел работать на Слободской машиностроительный завод мастером механического участка в механо-сборочный цех предприятия. В 2009 году назначен заместителем, а затем начальником цеха. С 2012 года работал заместителем генерального директора завода. 1 июля 2019 года назначен на должность генерального директора АО «Слободской машиностроительный завод».

Беседовал Евгений Рычков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *