Автобусы и люди

0
8
Автобусы и люди

Осенью исполнится 70 лет, как 1 сентября 1949 года в Слободском появился первый автобус. Он был 16-местным, с одной дверью на базе «полуторки» и курсировал от школы ФЗО на ул. Первомайской до фанерного комбината. Автобусом управлял участник Великой Отечественной войны А.Ф. Клестов, первым кондуктором была А.В. Желвакова, четверть века отработавшая на пассажирских перевозках и еще 15 лет возглавлявшая Слободское трансагентство. В начале 1950-х годов на городском маршруте работало уже два автобуса, одним из них управляла И.В. Жилина, которая начала работать водителем в военном 1941 году.

Эти и многие другие сведения о слободских автобусах можно узнать в сборнике «По вятским дорогам к столетию…». Он был составлен работниками МУП «Слободские пассажирские перевозки» — материал подготовила секретарь Н.В. Кошурникова, коллаж из фотографий сделал водитель В.А. Тарасов. В сборнике собраны материалы об истории ПАТП и работавших там людях. Они интересны жителям города, поскольку каждый из нас часто становится пассажиром слободских автобусов городских и пригородных маршрутов. О некоторых эпизодах истории ПАТП расскажем читателям «ЦГ», листая страницы этого сборника.
С чего все начиналось
Первый автомобиль на Вятке появился в феврале 1906 года. По этому поводу газета «Вятская жизнь» писала, что любитель разных диковин Кузьма Лаптев показывал жителям губернского города автомобиль. Эта колымага с хрипом, треском и стуком в клубах дыма катила по улицам, и лошади шарахались от нее в стороны, выкидывая из саней дам и господ. Конечно, ни у одного благоразумного человека не могло бы явиться желание прокатиться на таком автомобиле. Газета была за то, чтобы привлечь любителя диковин к суду.
Но технический прогресс взял свое, и в 1927 году в Вятку поступило 3 автомобиля. Они использовались для перевозки почты на маршрутах Вятка-Нолинск и Вятка-Слободской. В феврале 1932 года в областном центре по ул. Ленина впервые организовано автобусное сообщение.
Первый автомобильный парк в Слободском был создан в 1938 году. Он состоял из грузовых автомобилей ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны, называемых в народе «полуторками». В 1941 году почти все слободские автомобили были отправлены на фронт.
После войны стали работать автотранспортные конторы (АТК) – предшественники современных автотранспортных предприятий общего пользования. В Слободском гараж АТК располагался в центре города, на месте работавшей там до недавнего времени станции скорой помощи. Начальником гаража был И.В. Морозов. Парк состоял из десятка грузовых автомобилей, доброй половиной из которых были полуторки ГАЗ, несколько американских грузовиков марки «Студебеккер», а также двух автобусов на шасси ГАЗ.
Регулярные пассажирские перевозки из Слободского в областной центр начались в 1948 году. По маршруту Слободской-Киров курсировали грузовые автомобили и грузотакси, время движения до слободы Дымково составляло от двух до четырех часов и более. Постепенно развивались и пригородные маршруты. Представители старшего поколения помнят, как выглядели первые автобусы. Это были первенцы советского автомобилестроения – сначала АМО, затем ЗИСы с кузовами из многослойной фанеры, небольшими окошечками, жесткими деревянными сиденьями и единственной дверью, которую водитель сам открывал и закрывал вручную. Одним из таких шоферов был участник войны К.П. Сапигора, который в 1948 году начал работать на перевозке пассажиров в Киров, а в 1950 году открывал маршрут на Белую Холуницу.
В начале 50-х годов прошлого века автотранспортная контора располагалась в Светлицах, на месте автоколонны-1215. В то время там была только диспетчерская будка под тремя соснами. Сюда и стали поступать грузовые автомобили ГАЗ-51, ЗИС-5 и 18-местные автобусы марки ЗИС-8 с двумя дверями, одну из которых открывал шофер, другую – кондуктор. В 1955 году в Слободском было уже 12 автобусов. В эти годы на предприятии работали М.Е. Пырегов, Г.Д. Елькин, В.П. Жилин. В 1954 году была открыта автостанция в деревянном исполнении на ул. Володарского, в 1956 году началось движение в пос. Первомайский, а в 1963 году был открыт городской маршрут №2.
Автобусная колонна 60-х
В 60-е годы прошлого века автобусная колонна находилась в составе большого АТП (Слободское АТХ, автоколонна-1853, АТП, автоколонна-1215 – это названия одного предприятия). Начальником колонны и непосредственным организатором пассажирских перевозок был И.А. Колодкин, Заслуженный работник автотранспорта РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Почетный автотранспортник РСФСР. Под его руководством автобусное сообщение расширило маршруты и вышло на территории Белохолуницкого и Нагорского районов. По грунтовке слободские водители везли пассажиров в с. Полом, лесные поселки Подрезчиха, Дубровка, Синегорье, Нагорск и др. Автобусный парк насчитывал уже 38 автобусов.
В те годы на ул. Ленина открылась новая автостанция. Ее первым начальником была назначена Р.А. Оглоблина, вместе с ней работали диспетчеры Ю.И. Высоцкая, А.Г. Городилова, З.С. Русских.
1 февраля 1967 года по улицам Слободского начал курсировать специальный автобус для детей «Малышок». Нарядный, разрисованный веселыми зверушками, он забирал маленьких слобожан с остановок и развозил по детским садам. На необычном маршруте работали самые опытные и ответственные водители Л.Е. Маракулин и М.П. Суходоев, кондукторы Л. Вовчок и Н.И. Вохмянина. «Малышок» выполнял по одному рейсу утром и вечером, а в течение дня совершал два рейса по маршруту «Слободской-Киров». Более 20 лет, вплоть до конца 80-х годов, этот автобус значительно облегчал жизнь работающим родителям. Время тогда было другое, и слобожане спокойно доверяли своих детей экипажу «Малышка».
Хороших дорог в районе еще не было, и водители героически преодолевали трудности бездорожья, порой лопатами прокладывали путь своим автобусам, в мороз и ветер под открытым небом ремонтировали технику, чтобы снова выйти на линию. Многие из них отдали по 30-40 лет перевозке слобожан. Это А.И. Сбродов, Г.Д. Елькин, А.Н. Пырегов, А.И. Катков, А.С. Мокрецов, Д.Н. Тарасов, В.Д. Карпов, награжденные за свой труд орденами и медалями.
Главная марка
В 1970 году автобусный парк был перемещен на Демьянку, где находится в настоящее время. В феврале 1975 года Слободское пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП) было выделено из состава автоколонны-1215, и начался новый этап в его развитии. Парк автобусов пополнялся новыми машинами ЗИЛ-158, ЛАЗ-695, ПАЗ-672, ЛиАЗ-677.
Автобус ЛиАЗ-677 – одна из культовых машин советской эпохи, который слобожане по сей день вспоминают добрым словом. Он запомнился просторным салоном, большими окнами, а главное, уникальной в пиковые часы вместительностью — 25 мест для сиденья и 80(!) стоячих. Первые ЛиАЗы были получены Слободским ПАТП в 1975 году и в течение 30 лет, вплоть до 2004 года, оставались главной маркой как на городских, так и на пригородных маршрутах. Общее количество этих автобусов в г. Слободском за всю историю их существования составило более 100 машин. Если посчитать количество перевезенных ими пассажиров, то получится цифра в несколько десятков миллионов человек.
Слобожане с уважением относились к работе шоферов, они в то время были элитой рабочего класса, имели униформу — фуражку с эмблемой, темно-синюю куртку с блестящими пуговицами, белую рубашку. Любо-дорого посмотреть! Мало кто знает о событии, произошедшем на маршруте Слободской — Каринский перевоз. Этот случай доказывал непредсказуемость ситуаций на дороге и огромную ответственность водителя за жизни перевозимых им людей. Бывший директор предприятия В.А. Колодкин вспоминал об этом так: «Однажды водитель В.К. Сюткин делал первый рейс на Каринский перевоз. На обратном пути переполненный автобус на разрушенном мосту стал тонуть. Владимир Константинович проявил хладнокровие и мужество. Открыв двери, скомандовал всем покинуть автобус и, как капитан тонущего корабля, до последнего оставался у машины. В терпящем бедствие автобусе было 30-40 человек, две трети из них школьники. Если бы хоть одно мгновение упустил Володя, что тогда? Кроме автобуса, утонули его сурковая шапка и сумка с билетами. Билеты тогда списали, шапку подарили новую, но до сих пор испытываю укор, что не нашлось времени представить его к награде».
На Олимпиаде-80
В сводную кировскую колонну для обслуживания участников и гостей ХХII летних Олимпийских Игр в августе 1980 года вошли работники четырех самых крупных ПАТП из Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского. Из нашего города в командировку отправились 14 человек под руководством С.И. Сергеева. Транспортное управление для обслуживания Олимпиады получило 27 новых автобусов ЛАЗ-695 и ЛАЗ-699 бело-голубой окраски. На станции Киров-Котласская их погрузили на платформы, и колонна отправилась в путь. У Москвы кировчан встретили патрульные машины и проводили автобусы до места назначения – студенческого общежития на Котельнической набережной. На следующий день водители стали знакомиться с олимпийскими маршрутами, улицами столицы. Пришлось даже сдавать экзамен, на котором, например, спрашивали, как подать автобус к гостинице, а затем отправиться на стадион в Лужники. Наши водители не только работали, но и приглашались на спортивные и культурно-массовые мероприятия. Особенно памятным событием для всех стало закрытие Олимпиады.
Кировская сводная колонна отработала без замечаний, была награждена Почетными грамотами Минавтотранса РСФСР, Московского городского совета по туризму и экскурсиям. Почетными грамотами и памятными значками были отмечены все наши водители, а автобусы с Олимпиады распределены между предприятиями-участниками поездки.
Спустя 5 лет, в 1985 году, 16 слободских автотранспортников под руководством А.М. Неустроева в составе сводной автоколонны Кировской области вновь отработали в Москве на обслуживании гостей ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Все ее участники также получили Благодарственные письма от фестивальных штабов, грамоты и денежные вознаграждения.
ПАТП «вырулило»
К середине 90-х годов ПАТП имело в своем составе около 100 единиц подвижного состава, административный корпус, столовую, ремонтные мастерские, механизированную мойку, теплую стоянку. Эта база помогла удержаться на плаву в годы перестройки, хотя ПАТП работало в тяжелейших условиях и находилось на грани развала. В течение 12 лет, начиная с 2006 года, МУП «Слободские пассажирские перевозки» возглавлял А.А. Муходанов. За это время на предприятии проведена модернизация производства, существенно обновился и увеличился автобусный парк. В итоге, предприятие «вырулило» и сегодня работает в современных реалиях рынка.
На смену ветеранам приходит молодежь, но немало среди автобусников семейных пар и династий – это Колодкины, Ячменниковы, Костины, Сбродовы, Мозгуновы, Лупповы, Маракулины, Мазунины, Королей, Семакины, Ронжины, Чашниковы. Более 300 водителей в разные годы были награждены нагрудными знаками «За работу без аварий» всех трех степеней. И это главное, чем могут гордиться слободские шоферы всех поколений.
Сборник листала Надежда Сергеева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here