Лаоши из Лицея №9

0
62
Лаоши из Лицея №9

Наша газета продолжает следить за жизнью талантливого слобожанина Ильи Изместьева, сейчас он живет в Китае в городе Шанцю (провинция Хэнань). Это примерно 400 км на юг от Пекина, ближе к восточной стороне от центра Китая. По меркам Китая, город небольшой, хотя в нем 8 млн. населения. Это административный центр Чжэнчжоу (типа Слободского, если переложить на Кировскую область — прим. ред.).

Как заметил сам Илья, он уже перенял часть китайских традиций, например, полюбил китайский чай, который отлично распускается и при каждом заваривании меняет вкус. Полюбил брокколи, весьма популярную в Китае. И, конечно же, как и миллионы китайцев, во время китайского Нового года устремился на Родину. В начале февраля Илья приезжал в Слободской. Во время визита мы встретились с ним и задали несколько вопросов.
— Сейчас в Китае традиционный семейный праздник, все едут к родным. – начал разговор Илья. — С 5 по 10 февраля отдыхают, никто не работает, люди гуляют, веселятся. Сам праздник называется «Праздник весны» и приходится ежегодно на день «Первого Новолуния». То есть по лунному календарю наступает весна, и китайцы празднуют, в том числе и новое время года. В этом году наступил 4716 год, для всего мира они также живут в 2019-м, но друг другу могут сказать, что сейчас 4716 год.
— Илья, как ты туда попал?
— В 2013 году я окончил слободской Лицей №9, затем поступил и отучился на бакалавриате в Нижегородском университет им. Лобачевского в Институте международных отношений и мировой истории по специальности «Международные отношения», окончил с красным дипломом. Нам в университете говорили, что сможем работать по специальности в качестве дипломата, посла, атташе или менеджера по внешним связям — подразумевалось, что я буду где-то в органах госвласти, но университет не предоставляет таких возможностей для реальной практики. И по факту нас выпустили в свободное плавание, причем, я — довольно успешный студент, участник олимпиад, имею красный диплом, дополнительные курсы и т.д. Во время учебы у меня была практика в паспортном столе и в администрации Нижнего Новгорода. Интересно, но бесперспективно.
После окончания вуза я начал искать работу сообразно тому, чего хочу, а именно, путешествовать и при этом зарабатывать. В России мало мест для молодого специалиста с хорошей зарплатой и нормальными условиями. И вот однажды подруга, которая учила китайский язык, говорит: «Вот уезжают люди преподавать в Китай английский язык. Попробуешь?» Я о Китае ничего не знал, на что она ответила, что сейчас Китай заманивает к себе преподавателей английского языка. То есть пришло время: появилась потребность в моих знаниях и возможность реализоваться.
Мир глобализируется, у Китая растущая экономика, английский нужен всем. Связи с заграницей растут, необходимо вести переговоры на английском языке, да и вообще он популярен, что характерно и для России. Тем более, с хорошим произношением у китайцев беда, какой-то лингвистический хаос. Наши южные соседи не могут различить некоторые звуки, и сложно понять, когда они говорят по-английски. Поэтому преподавать им лучше учителям из заграницы. Я заинтересовался, почитал реальные отзывы. Все понравилось, сперва даже показалось обманом. Нашел агента в Нижнем Новгороде, в условия договора сразу было включено обучение на преподавателя английского языка с международным сертификатом, и в итоге я быстро прошел обучение онлайн. Потом уже писал преподавательскую работу из 18 глав: теория, методы обучения, практика, а также пробные уроки.
Расскажи об учреждении, где работаешь.
— Я работаю учителем английского языка для детей в детском саду. Наш детский сад продвинутый и считается элитным — для детей обеспеченных родителей. Не все могут нанять учителя иностранного языка из заграницы, как правило, это стоит дорого. На уроках со мной всегда работает ассистент, который чуть-чуть владеет английским и переводит детям на китайский особо сложные моменты урока, например, если вдруг я даю сложную игру. Но, как правило, дети понятливы и настроены на работу с учителем.
Конкретно у меня 14 групп, дети 5-6 лет. Вообще у нас три учителя английского: двое из Марокко и я. Есть обычные детские садики, где и группы больше, и учителя строже, но образование, знания даются базовые. Однако же все благоустроено, необходимые основы даются – родной язык, математика и др. Наш же детский садик с расширенными услугами и включает, к примеру, обучение на барабанных установках, иностранный язык, скейтинг, кунг-фу и т.д.
Главное при работе с детьми — быть достаточно интересным и выразительным, иметь под рукой атрибутику, карточки, песни, игры. С детьми легче, особенно с иностранными детьми. Они вообще очень предрасположены работать с учителем, для них самих встретить иностранца при такой плотности населения — это редкость, а тут учитель-европеец. Они сами настроены и тянутся к тебе. Рады повторять каждое слово. Дети зовут меня лаоши — «учитель», или иностранный учитель. Для них мое имя Илья весьма легкое, но по имени называют только коллеги. Фамилию или отчество уже не смогут произнести.
В России я бы точно не нашел работу с такой заработной платой. Можно еще попытать счастья в Москве, но с такими условиями никто не пригласит работать. Здесь решают все мои проблемы, можно сказать, на руках носят.
Китай — достаточно специфическая страна, мощная, но не очень богатая. Поэтому носители языка из Великобритании, Америки не горят желанием ехать в такие условия. Для нас же, россиян или выходцев из Ближнего Востока, это вполне приличные условия. Преподавателей заманивают хорошими условиями, снимают квартиру в приличном районе, подчас элитном, рядом с работой, лечат, возят, куда угодно. Я, например, живу в уютном чистом районе на огороженной территории, рядом зеленый садик. Квартира строго на одного человека, у китайцев хорошее ощущение пространства, не большая, не маленькая, в районе 40 метров.
— Привык ли ты к специфической китайской еде?
— Да. Еда и китайская кулинария — это отдельная тема. Два раза в день нас кормят в садике, едим то, что едят дети: рис, лапша, водоросли, мясо (свинина, утка), очень много овощей, например, брокколи. Пельмени, здесь же их родина, все любят. Дома готовлю редко, поэтому питаюсь в кафе. Многое необычное я уже попробовал, например, свиное копыто, запеченное с травами, и утиные желудки, и утиные мозги (ели на корпоративе). Все обладает собственным выразительным вкусом. Раз уж приехал в Китай, давай попробуем все. Еда довольно дешевая, за 6-8 юаней (это 60-80 рублей) получишь едва ли не ведро супа, острые свиные уши и попить. Все три блюда за 15 юаней (150 рублей), вполне приличный обед или ужин. Меня как европейца даже пару раз кормили бесплатно, но лучше сесть у окна, чтобы создавать рекламу заведению.
Был в России в китайских ресторанах, понял один момент: можно готовить вкусно, а можно готовить правильно. У нас делают вкусно, но не совсем правильно. Похоже, но китайцы делают по-другому, и ингредиенты отличаются, и подход другой.
Дома меня мама встречала нашими блюдами: солянка, супы, салаты, шашлык. Я там их не готовлю, варил пару раз борщ, но ингредиенты не те. В Китае свекла очень фиолетовая, неестественного цвета, но вкус тот же.
— Для тех, с кем общаешься близко, ты не просто европеец, а русский. Каково отношение китайцев к россиянам?
— Отношение к русским нейтрально-доброжелательное, китайцы любят Россию, особенно в северных китайских регионах много международных российско-китайских проектов, русских знают. У меня адекватный коллектив, все понимают европейскую логику и то, что европеец должен зарабатывать почти в два раза больше. Но вне коллектива сложновато общаться и особенно шутить, у них свой юмор. Кто работает с иностранцами или крутится в их среде, с теми проще — могут и пошутить метко. К примеру, заказал себе елку на «Таобао» перед нашим российским Новым годом, несу домой большую коробку, меня один спрашивает: «Что там у тебя?» Я отвечаю: «Не знаю, сейчас открою, увижу». Он говорит: «Наверное, там твоя зарплата», — и смеется. То есть наш юмор, хотя для китайцев это редкость.
— Когда ты только приехал, не был знаком с Китаем совсем. Теперь, пожив там, что можешь сказать о его особенностях? Все-таки это коммунистическая страна. Это ощущается?
— В экономическом плане это вообще не ощущается, стандартная рыночная экономика, конкуренция, акции, бизнес, кредиты… Нищие есть, но я их не видел, в городах их, наверное, нет, трудоустройство хорошее. Вот в социальном плане коммунизм ощущается, многие вещи под запретом, общемировые социальные сети: «Инстаграм», «Ютуб», «Гугл» — запрещены, есть свои аналоги. Немного ощущается закрытость, многие интимные вещи под запретом, нельзя публично распространять и демонстрировать. Даже на китайском телевидении ретушируют проколотые мочки ушей у парней. Молодежь ходит с татуировками, но так, чтобы не совсем в глаза бросалось. Мне как учителю крайне не рекомендуется носить тату, но могут сделать исключение как иностранцу, но китайского учителя уволят.
Конечно, сейчас в Китае для воспитания и развития детей и молодежи не жалеют ничего: ни средств, ни времени. Ребенок, особенно в малом возрасте, цветок жизни в полном смысле.
Стандарты красоты, конечно, у них специфические. Начнем с того, что парни за собой очень следят, за своим внешним видом, поведением, так как девушек в Китае примерно на 100 млн. меньше, и не каждому достается жена в перспективе, это отражается и на женитьбе. Потенциальному жениху нужно обязательно иметь 100 тысяч юаней, машину, лучше и квартиру. Поэтому многие хотят, чтобы в семье родилась дочь, так как на мальчика потом много трат, чтобы он устроил свое будущее. Если уж нашел девушку, то отношениями очень дорожат.
Также там не развит криминал, я себя совершенно спокойно ощущаю, везде камеры, особенно в хороших районах работают постоянно, все фиксируется. Вечером я спокойно хожу. К тому же очень суровое в финансовом плане наказание за нападение, потом всю жизнь не откупишься. Есть приложение, где ты можешь просканировать прилегающие территории на предмет людей, которые нарушали закон. По логике китайского правительства, ты должен найти такого человека, подойти к нему и начать порицать.
Везде нужен паспорт, даже для некоторых компьютерных игр. Существует также балльная социально-рейтинговая система, по камерам и системе распознавания лиц составляется твой рейтинг. Оценивают твои покупки, например, если покупаешь слишком много алкоголя, то рейтинг ползет вниз, или не навещаешь своих родителей, или имеешь просроки по кредитам. Если же ты активный гражданин, пишешь статьи в газеты, путешествуешь, вовремя все оплачиваешь, твой рейтинг высокий. У меня, например, 561 балл (умеренный, я не хороший и не плохой).
— На вручении аттестатов вам говорили, мол, езжайте в другие города, учитесь, но потом с полученными знаниями приезжайте назад в Слободской работать на благо малой родины. Кто из ваших одноклассников, отучившись, вернулся сюда, в родной город?
— Мне кажется, таких пока нет. С одноклассниками редко общаюсь. Знаю, что в Москве кто-то живет, Женя Мерзляков работает в полиции в Нижнем Новгороде, отучился в академии МВД. Влад Черных в Петербурге учится. На днях встречались с нашей учительницей из Лицея Ниной Ивановной Рысевой. Она учила меня немецкому языку, наставила меня на путь иностранных языков, и что я по нему уверенно иду, это ее заслуга. Любовь к языку, стремление и представление о том, какие возможности открывает иностранный язык — это Нина Ивановна. Заходили к ней с моим товарищем Кириллом Неустроевым, он тоже учится сейчас в моем университете. Большинство моих институтских ребят продолжает учиться в магистратуре, кто-то работает в ресторанах, барах, гостиницах Нижнего Новгорода, кто-то уехал учиться заграницу.
— На каком языке ты мыслишь?
— Сложный вопрос, так как это состояние, выбор и использование языка в голове трудно уловить и проанализировать, все происходит машинально. Но если я все же не задумываюсь о переходе с языка на язык и говорю свободно, значит, наверное, думаю на английском, не обращал на это существенного внимания.
— Илья, в прошлую нашу встречу шесть лет назад, когда ты с золотой медалью заканчивал Лицей и уже знал, что поступил в университет, вполне себе представлял, что можешь работать педагогом. Эту профессию, правда, ты назвал одной из последних. Сейчас у тебя какие планы?
— Я живу в Китае пять месяцев. Я удовлетворен всем: уровнем заработной платы, условиями, жильем. Желательно для меня поработать там года четыре, если не пять. Мне как преподавателю есть куда расти, можно и лучше условия и заработную плату выбирать.
Пока что мне все абсолютно нравится, кроме экологии. Экология для Китая — больной вопрос. Половина дней — нормальные, другая половина — это смог. Многие ходят в масках, конкретно мой город — это совершенно плоская поверхность, ни низин, ни холмов. Если задувает, то надолго. Зимой это пик, коптят отопительные заводы, все с велорикш и мопедов пересаживаются на бензиновые машины.
Я ведь пока здесь, в этом регионе, могу путешествовать, как и хотел, по интереснейшим странам. Час до аэропорта, три часа в самолете — и я на Филиппинах. Может, я здесь никогда больше не окажусь, это ведь так далеко.
Вопросы задавала
Анна Зубарева.
Фото из личного архива И. Изместьева.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.