Слободские колокола – от плавильной печи до 3Д принтера

0
451

Как работает и печатает колокола 3Д принтер, зачем вешали колокольчики на костотрясы, как будет звучать колокол, если в него добавить драгоценные металлы, какие экспонаты удивили москвичей, и что они взяли за основу оформления музея. Все это вы увидите, услышите и узнаете при посещении новой выставки в Слободском краеведческом музее.
В первый рабочий понедельник нового года здесь открылась выставка-экспозиция «Колокола моей памяти». Создать и воплотить экспозицию удалось благодаря победе Слободского краеведческого музея в конкурсе фонда Президентских грантов. Проект «Колокола моей памяти» стал одним из лучших среди девяти тысяч заявленных проектов со всей России.

Под звуки колоколов экспозицию открыли глава города Слободского И.В. Желвакова и генеральный директор АО «Слободской машиностроительный завод» В.Н. Забарный.
«Новый год на слободской земле, я считаю, начался замечательно – открытием этой экспозиции, которая акцентирует внимание на том, как богата слободская земля, какие люди ее населяли и населяют теперь, – отметила Ирина Викторовна. — Я благодарна сотрудникам музея за то, что они поддерживают позицию администрации города участвовать везде и во всем, любыми способами привлекать в наш скромный бюджет средства для того, чтобы благоукрашать наш город и учреждения. Спасибо слободскому обществу инвалидов, при поддержке которого этот грант выигран».
— Очень приятно, что в год 300-летия нашего завода, а он является прямым наследником Бакулевского колокололитейного завода, появилась такая прекрасная экспозиция. Она подарок и для нас, и для нашего города. Пожелаю успехов работникам музея в деле, которое они начали. А мы будем, в свою очередь, помогать всеми силами, — добавил В.Н. Забарный.
Автором проекта выступила Т.М. Долматова, заместитель директора СМВЦ. Именно она провела первую экскурсию для собравшихся: «Сначала была сделана большая подготовительная работа, создание самого проекта, дизайн, печать, специалисты приехали в начале декабря, привезли оборудование, недели за три все смонтировали. Авторами дизайна выставки стала мастерская художественного дизайна «МузейМедиа» (г. Москва), художественным руководителем которой является А.Н. Конов, заслуженный художник РФ, один из самых известных музейных проектировщиков».
Эта мастерская создает постоянные экспозиции и выставки в ведущих музеях Москвы и России, продолжая традиции, сложившиеся в отечественном музейном проектировании на протяжении многих лет. Коллектив под руководством А.Н. Конова смело можно назвать последователем идей и воплощений Сенежской студии. В состав «МузейМедиа» входят ведущие художники-проектировщики Москвы, члены Секции художественного проектирования Московского Союза художников.
За последние четыре десятилетия под руководством А.Н. Конова было создано более 200 музейных экспозиций и выставок. Среди постоянных партнеров «МузейМедиа» Государственный Дарвиновский музей, Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», музеи Московского Кремля, Музей Московской епархии (Новодевичий монастырь), Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» и другие. Под руководством А.Н. Конова выполнены многие зарубежные проекты, важнейшее место среди которых занимает «Русская комната» – Зал консультаций Совета Безопасности ООН (Нью-Йорк, США).
— Он является автором рамочной концепции, — продолжает Т.М. Долматова. — Рамочная концепция определяет дизайн всего первого этажа нашего музея. То, что мы видим сегодня, это лишь небольшая часть целого. Здесь присутствуют детали, которые будут скреплять все экспозиции. Они сориентированы в духе нашей городской символики – нашего герба (перекрещенные верши), то есть они будут в каждом зале, где-то возле потолка или стены. На первом этаже музея будет цельный рассказ об истории города Слободского. Уже приступили к следующей комнате, делаем «Город мастеров», пока разобрали перегородки советского периода. Если в этой комнате литейщики, то там будут кузнецы, мастера капового и других производств. Договор заключен с этой же фирмой «МузейМедиа».
В экспозиции «Колокола моей памяти» на стенах изображения нашего города, здесь же фрагменты рекламы Бакулевского колоколитейного завода и, конечно, экспонаты нашей коллекции. Выбрано самое лучшее, что мы можем представить. Одна из задач была показать то многообразие колокольной продукции, которая выпускалась в городе. Это и небольшие почтовые колокольчики, и вызывные, и поддужные различных видов, а также подписные с именами слободских мастеров (Поповы, Соковнины, Ситниковы). Мастера Соковнины прославились интересным декором на колокольчиках, они изображали технические новшества того времени, например, паровоз, аэроплан или велосипеды (их тогда называли костотрясы). На первых велосипедах тоже крепили колокольчики.
Сердце нашего зала — это экспозиция, посвященная знаменитому Бакулевскому колокольному заводу. Заводу-юбиляру, которому в этом году исполняется 300 лет. Здесь представлены инструменты литейщиков, макет печи, редкая коллекция орнаментов для отливки на колоколах. Специалисты из Москвы назвали эти экспонаты козырными в нашей коллекции. Также эта часть выставки создана в виде инсталляции — мы можем представить, что находимся на колокольне Христорождественского монастыря, откуда из окон открывается вид на Никольскую церковь и центральную часть города.
Еще следует отметить, что проект создавался и для такой адресной аудитории, как слепые и слабовидящие люди, наш специалист прошел обучение в центре по реабилитации слепых. Поэтому в экспозиции есть приемы, которые обеспечивают тактильную доступность, т.е. экспонаты, которые можно трогать руками, а также услышать колокола, позвонить в звонницу. Кстати, в начале прошлого века мастера завода Бакулевых установили мировой рекорд по длительности звучания колокола после удара. Как утверждают специалисты, этот рекорд до сих пор никем не побит.
Слободской музей пополнился новым мультимедийным оборудованием, созданным с помощью современных интерактивных технологий. Сегодня такое оборудование – это лучший способ оживить историю.
О технических возможностях зала рассказал С.М. Бушмакин: «Теперь мы можем увидеть, как менялась городская площадь в течение всего ХХ века, здесь используются фотографии 1919 года и до 2000-х годов. Также есть программа, позволяющая самому отлить колокол, то есть на свое усмотрение выбрать его форму, материал, и услышать, как он звучит. Совсем новинка — это 3Д принтер, на котором можно изготовить все, что угодно, в нем идет печать фигурки нитью из пластика под воздействием сильной температуры. Процесс, правда, долгий, например, мы делали колокольчики размером до 10 см в течение трех часов. Но это эксклюзивная сувенирная продукция из Слободского. Насколько я знаю, в музеях Кировской области такого еще нет».

Анна Зубарева. Фото автора.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.