Чем чище лёд, тем выше скорость

0
169

Мы живем в северном регионе, где длинная зима, зачастую снег лежит до середины апреля, чем и пользуются любители зимних видов спорта. Одни катаются на лыжах и снегоходах, другие — с горок, а сердце и свободное время третьих навсегда принадлежат льду. Это и массовые катания на коньках, и увлечение хоккеем, и авто- мотогонки на льду. Слобожане привыкли к тому, что в декабре обязательно зальют каток на стадионе «Труд», и можно будет под музыку скользить или быстро бегать на коньках, а в выходные учить своего малыша стоять и держаться ровно, как когда-то тебя учили в детстве. Так же, как и мы с вами, гостеприимный слободской лед любят иностранные спортсмены-мотогонщики, вот уже несколько лет подряд они приезжают сюда тренироваться перед ответственными соревнованиями. Потому что лед настоящий, качественный. Готовить такой лед — это целая наука и большой труд.

16 января в России отмечали оригинальный праздник — День ледовара. Это профессиональный праздник работников, которые заливают, прессуют и реставрируют лед на площадках и ледяных аренах. Дата торжества имеет символическое значение. 16 января 1901 года родился американец Фрэнк Замбони, который изобрел ресурфейсер – комбайн, при помощи которого восстанавливают ледовое покрытие на катках.
О том, как заливали каток в нашем городе в советское время, вспоминает Анатолий Анатольевич Рычков, мастер спорта СССР по конькобежному спорту, экс-директор стадиона «Труд»: «Стадион и каток работали еще в 30-х годах прошлого столетия. После реконструкции стадиона и окончания строительства новой трибуны с помещениями для занятий начали работу секции по хоккею с мячом, беговым конькам, мотогонкам на льду и даже фигурному катанию. Для занятий потребовалась более качественная подготовка льда. Для заливки стали использовать горячую воду, которую в 5-тонной бочке привозили с меховой фабрики «Белка», начали применять ледоструг (специальный механизм, срезающий неровности льда на катке или конькобежной беговой дорожке).
Директором стадиона в то время был Яков Николаевич Платунов, а заливщиком льда, или ледоваром работал Николай Мануилов. Первая заливка делалась шлангами, а затем автомашиной ГАЗ-51 с бочкой, она называлась «бардовозкой», так как летом на ней возили барду, а на зиму она арендовалась в колхозе. Дренажной системы почти не было, а когда промерзал грунт, перед трибуной образовывался большой бугор. На льду появлялись трещины, которые постоянно заделывали водой со снегом. Бегать приходилось в восточной части под горку, а в западной – в горку. Сама дорожка была нестандартных размеров – 333 метра вместо 400 метров.
Поскольку штатным тренером по конькам был Владимир Николаевич Носырев, он был и старшим при черновой заливке, его часто можно было видеть со скребком в руках. Любому понятно: чем чище лед, тем выше скорость. Он делал разметку беговых дорожек для конькобежцев и во время проведения мотогонок на льду.
Позднее для заливки и чистки льда стала использоваться поливочная автомашина комбината «Благоустройство», в 80-х годах была получена своя новая машина.
В районных центрах Кировской области работают хоккейные коробки или ледовые площадки, за исключением города Кирово-Чепецка, где заливают искусственный лед в ледовом дворце «Олимп-Арена». Слобожанам повезло, что мы можем кататься и днем, и вечером на настоящем большом ледовом поле со своими детьми и внуками».
Спустя годы, главную ледовую арену в Слободском вновь готовит Владимир Николаевич, только это уже другой человек — Владимир Николаевич Лумпов, двукратный Чемпион мира и восьмикратный Чемпион России по мотогонкам на льду, сегодня ледовар. Он поделился с нами всеми тонкостями этой редкой профессии:

— Я начал заливать лед на стадионе «Труд» в 1988 году, тогда нам надо было готовиться к Чемпионату страны по мотогонкам на льду. Всегда была некая конфронтация между конькобежцами и мотогонщиками. Тренер В.Н. Носырев готовил отличный лед для коньков, но не было техники, чтобы подготовить качественный лед после мотогонок в быстрые сроки, — всегда конькобежцы были на первом счету, а мы на втором. Тренировались где-то на озерах. Но чтобы подготовиться к чемпионатам, надо было тренироваться именно на стадионе, так как здесь лед другого качества по своей структуре и состоянию. На озере температура льда приближена к температуре воды, а это примерно ноль градусов, и лед мягкий, колеса и шипы цепляются за него. После тренировок на озере приезжаешь на стадион — колеса не работают, мотоцикл не управляется, ты не понимаешь, с кем надо бороться — с собой, мотоциклом или конкурентами. С того времени под руководством моего тренера Н.А. Жилина сами начали готовить лед на «Труде». Он сказал тогда, что перед соревнованиями надо тренироваться на стадионе.
В первый год также размотали шланги, ночь-полночь, заливаем, мы всегда готовили лед для себя и конькобежцев. Площадь нашего стадиона примерно один гектар — 120 метров длина, 90 метров ширина. Сложно без современной техники залить этот гектар, как полированный стол, чтобы он был везде одинаково ровным и без отрицательных наклонов. Некоторые думают: что там лед готовить, шланг бросил, и все само замерзло при минусе. Было такое время в 80-е, не могли подготовить лед на стадионе — при минус 20 не замерзала вода, а они вот так шланг кинули и ждут, когда замерзнет, а там грунт до земли вымывает, как вулкан. Температура в водопроводе, где мы берем воду, плюс 12 градусов примерно, поэтому при заливке она начинает вокруг себя все растапливать. Самое хорошая уличная температура для застывания льда — минус 12-15 градусов, она спокойная, и в то же время разливочное оборудование хорошо справляется. Чуть холоднее или ветер, шланги перемерзают, неравномерно разливается.
У нас сейчас семь единиц техники, с советского периода техники не осталось, что-то списали, чего-то лишились, город остался без техники для заливки, поэтому пришлось силами мотоклуба приобретать новую. Также что-то списанное покупаем, доводим до рабочего состояния — и вперед. ГАЗ приобрели тогда, навесной струг, ну и дорабатываем, придумываем, как быстро готовить лед для массовых катаний после мотогонок. Это очень сложно сделать в два-три дня. Недавно смастерили специальное приспособление, вешаем на ГАЗ или трактор, это как для заливки наливных полов правило, только гораздо больших размеров – 12 метров длиной. Тащим за трактором, и оно выравнивает лед и неровности. Затем заводим заливочную машину, лед замерзает, а мы его подстругиваем. Как штукатур где-то подложил раствор, где-то убрал, подшкурил. Благодаря этой технологии, после автошоу в новогодние праздники мы подготовили лед за две ночи.
До реконструкции стадиона и поля у них были свои особенности — едешь в сторону Демьянки, то машина тяжело идет, как в гору. А повернешь к улице Грина – наоборот, машина под горочку легко катится. Сейчас стадион ровнее стал, и трещин стало меньше, дренаж держит.
Кто живет неподалеку от стадиона, нашу заливочную машину называют «луноход» и спрашивают: почему он все время в ночи ползает по стадиону? Потому что часто бывает, что днем снег валит, а к ночи метель стихает. Вроде заливаешь хорошо, вдруг раз, как горсть снега бросили, лед становится шершавый, и приходится заново все шлифовать, заливать и т.д.
В отличие от открытых полей, как на «Труде», искусственный лед на закрытых площадках подготовить проще. У них и площади минимальные, поле размером, примерно, одна четвертая часть нашего стадиона, если мы начинаем прямо на траве заливать, то у них бетонированная площадка ровная, снизу холодильные установки, льют тихонько, все застывает, и немного шлифуют. Мы же ждем мороз сверху.
Хочется, чтобы у нас и мотогонки были, и чтобы в Слободском не переставали проводиться соревнования по этому мужественному виду спорта, и катание на коньках было комфортное для всех жителей города. Поэтому стараемся и впредь будем максимально применять новые технологии, чтобы у нас на стадионе был хороший лед в зимний период. Встретимся на льду!

Татьяна Примакова.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.