Национальный праздник открывает Илья-пророк

0
42

В минувшую субботу в Светозарево в десятый раз прошел национальный удмуртский праздник «Выль джук». Это мероприятие прижилось и всегда собирает много гостей не только со слободской земли. Обряды, песни, танцы, национальные костюмы, угощения и надписи на удмуртском языке — все это придает неповторимый колорит. Это еще и своего рода День деревни, когда выходцы из здешних мест собираются на своей исторической родине. Всю субботу до позднего вечера гуляет в этот день Светозарево с окрестностями. Но начинается все загодя — с молитвы и посещения могил предков.

Если ««Выль джук» сравнительно современная традиция, то Ильин день собирает православных удмуртов на протяжении веков. Все дело в том, что в селе Круглово, которое находится в паре километров от Светозарево, на кладбище стоял деревянный Ильинский храм. 2 августа, в Ильин день, в прежние времена широко отмечался престольный праздник. Храма давно нет, а традиция приезжать на родину и навещать могилы своих родных жива. Несколько лет назад в с.Круглово появился большой поклонный крест, возле которого проходят богослужения. Второй год подряд в этот праздничный день благочинный Слободского округа протоиерей Евгений Смирнов совершает Божественную Литургию.
Стараниями местных жителей на месте разрушенного храма сооружается помост, устанавливается палатка, на привезенном антиминсе священник в походных условиях совершает Литургию — главное богослужение в Православной Церкви. Вот и нынче в праздничный день все было готово с раннего утра. В восемь часов началась исповедь. Одна из исповедниц почтенного возраста, прочитав объявление, пришла к службе из соседней деревни. Стоя перед батюшкой у аналоя с Евангелием и крестом, она держала в руках затасканную школьную тетрадку, и по всему было видно, что серьезно готовилась к сегодняшнему дню. Остается догадываться, насколько для этой бабушки было важно принять причастие здесь, на родной земле, где веками жили и упокоены ее предки, на месте разрушенного храма, первозданный облик которого, вполне вероятно, она еще помнит.
На богослужение собралось немало людей. Кто-то отстоял всю службу, иные по дороге на кладбище заходили поставить свечи и подать пометки об упокоении и записки о здравии. В своей проповеди батюшка Евгений напомнил о значении праздника пророка Илии.
Пророк Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учрежден штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя Ахава. Когда нечестие последнего достигло предела, пророк Илия возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод. Но тот не раскаялся, началась борьба между царем и пророком, окончившаяся торжеством последнего. По молитве пророка Илии «заключилось» небо и не давало дождя, из-за чего случился голод. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.
Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которого стали почитать на Руси. В Ильинских церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Вот и в Круглово по окончании Литургии, по старой традиции, были освящены первые овощи, которые местные жители принесли на богослужение. Удмуртский праздник нового урожая «Выль джук» — современное светское продолжение давней православной традиции благодарить Илью-пророка за хорошую погоду и богатый урожай.
В праздничный день среди людей часто вновь можно было слышать разговоры о необходимости строительства здесь православного храма. Нет сомнения, что этому неминуемо быть, раз того хотят люди. Сложно и пока даже верится с трудом, но для Бога ведь, как известно, нет ничего невозможного.

Евгений Рычков.
Фото Всеволода Рычкова.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.