Знаменосец Булатов: о чём рассказали документы и письма

1
187
Знаменосец Булатов: о чём рассказали документы и письма

Накануне 100-летия Российской армии был рассекречен документ о взятии рейхстага и водружении на нем советского флага в 14 час. 25 мин. 30 апреля 1945 года. В документе не говорится, кто водрузил флаг, но слобожане знают, что на крыше его укрепил наш земляк Г.П. Булатов в составе группы разведчиков под командованием лейтенанта С.Е. Сорокина.

На протяжении многих лет я продолжаю заниматься темой знаменосцев Победы. Из всех вновь полученных документов и писем больше всего меня взволновало письмо Героя СССР И.Н. Лысенко (одного из группы лейтенанта С.Е. Сорокина) к М.П. Минину, написанное в марте 1967 года. В нем очень эмоционально говорится о несправедливости по отношению к тем, кто первым водрузил на рейхстаге Знамя Победы, и названы их имена, в том числе Григория Булатова.
В апреле 1946 года Г.П. Булатов был включен в список воинов, рекомендуемых на слет героев-участников взятия г. Берлина, который проходил в этом же городе. Подруга его детства Р.В. Булина (Васенина) в письме в Слободской писала, что Григорий с фронта писал ее сестре Гете короткие письма: «Жив, здоров, все нормально». А в последнем письме послал ей свою фотографию, на которой он со значком «Герой штурма Берлина». Не на слете ли ему вручили этот значок? Эту фотографию Гета передала в Центральный музей Вооруженных Сил г. Москвы. А Р.В. Булина выслала слобожанам другую фотографию, где Булатов запечатлен в дни триумфа. К 1 мая 1946 года Г.П. Булатову в числе 53 военнослужащих 674-го стрелкового полка была объявлена благодарность за отличную службу.
Летом 2017 года в Москве на проходившей на Красной площади ярмарке состоялась презентация книги историка Г.Г. Киселева «Неудобная правда о взятии рейхстага». Эту книгу объемом в 800 страниц историк писал пять лет — встречался с участниками штурма Берлина и рейхстага, работал в архивах страны. В результате проделанной работы у автора сложилась своя точка зрения на события последних дней войны и, в частности, о водружении флагов на рейхстаг. Эти флаги водружались в следующем порядке.
1. Г.П. Булатов в группе разведчиков под командованием С.Е Сорокина 30 апреля в 14 час. 25 мин. по московскому времени укрепил флаг на восточной стороне рейхстага на скульптуре кайзера Вильгельма I. Разведчики намеренно решили укрепить флаг именно в этом месте, чтобы его не смел ураганный огонь. Вечером по рейхстагу били «Катюши», огонь велся с западной стороны. Разведчики и полотнище не распускали, оставив свернутым вокруг древка, поэтому гитлеровцы флаг не обнаружили. То есть «сорокинцы» его спрятали, и флаг уцелел.
2. Так как сообщение о водружении флага прошло, а его не было видно с Королевской площади, то, выполняя приказ комдива 150-й стрелковой дивизии генерал-майора В.М. Шатилова: «Любой ценой!», командир 1-го стрелкового батальона 674-го стрелкового полка капитан В.И. Давыдов примерно в 15 часов дня отправил к рейхстагу с штурмовым флагом батальона лейтенанта Р. Кошкарбаева с полковыми разведчиками, среди которых снова был рядовой Г. Булатов. Но на Кенигсплатц смогли выскочить только Кошкарбаев и Булатов, и они с 21:45 до 22:00 (по берлинскому времени) 30 апреля укрепили штурмовой флаг над парадным входом в рейхстаг.
3. В 22:40 30 апреля в корону статуи «Германия» ставят флаг артиллеристы из группы В. Макова. Флаг утрачен.
4. После полуночи (с часу до двух часов ночи по берлинскому времени) у правой задней ноги коня скульптуры «Германия» крепят второй штурмовой флаг артиллеристы 79-го стрелкового корпуса из группы М. Бондаря. Флаг утрачен.
5. Перед рассветом 1 мая на скульптуре кайзера Вильгельма II (в грудь коня) вставляют древко со Знаменем Военного совета № 5 М. Егоров и М. Кантария, причем, нужно отметить, что путь на крышу им указали С. Сорокин с Г. Булатовым. 2 мая флаг был перенесен на купол.
Из всех перечисленных знамен до конца сражения выжило лишь Знамя «сорокинцев». Именно из него позднее В.М. Шатилов и М.В. Артюхов возродят утраченное Знамя Военсовета.
В конце 1946 года были расформированы 150-я стрелковая дивизия и 674-й стрелковый полк. По мнению историка Г.Г. Киселева, в конце 1946 — начале 1947 года командир дивизии В.М. Шатилов и ряд бойцов едут в Москву. Там генерал получает назначение на службу в 207-ю дивизию, а Булатова везут к Сталину. Чем закончилась встреча, слобожане наслышаны. На встрече с вождем Булатов дает обещание держать в тайне установку на рейхстаге первым самодельного знамени 674-го стрелкового полка.
В конце 1964 года у Г. Булатова завязывается переписка с Р. Кошкарбаевым. Григорий Петрович писал: «Боевой друг Рахимжан! А где же наш подвиг, и как он прославлен? Невыносимо, Рахимжан, когда ко Дню Победы тебе поручают выступить перед трудящимися, а кто-то с места кричит: «Если ты водрузил Знамя на стене рейхстага, то почему у тебя нет Золотой Звезды?» Конечно, обиды неисчерпаемые». В последнем письме от 12 января 1973 года он пишет: «Вот уже полгода, как я освободился из мест заключения, и решил разыскать тебя. Жизнь моя не блещет, хвалиться нечем. Я имел связь с Р. Карменом, с которым переписывался, и он мне помог выбраться из ямы. Я ни на кого не надеюсь больше, когда были нужны, нам обещали, хотя мы были молоды, нас легко было обмануть. Как получилось, тебе известно. Подставные получили по заслугам. Вот моя обида пожизненно. Я прошу насчет меня не хлопотать. Думаю, бесполезно все, и надоело».
30 апреля 1964 года в «Комсомольской правде» была напечатана статья «Знаменосцы», подготовленная И. Клямкиным. В статье говорилось, что неизвестна судьба некоторых знаменосцев, в том числе Г. Булатова. Друг Булатова В.Г. Шуклин, проживавший в г. Кирове, не спросив Булатова, сообщил в редакцию «Комсомольской правды» адрес друга. После этого к Булатову поехали корреспонденты, разыскали его и боевые друзья, в том числе братья Виктора Праваторова, с которым Булатов водружал флаг и который погиб в результате несчастного случая в 1962 году. К этому времени С.Е. Сорокин с разведчиками признали в Знамени Победы, хранившемся в Центральном музее Вооруженных Сил (ЦМВС), свой самодельный флаг, который водрузили над рейхстагом 30 апреля 1945 года, и решили бороться за признание своего подвига. В эту борьбу включился и Г. Булатов. С этого времени его жизнь пошла наперекосяк, он дважды побывал в заключении. А его друг В.Г. Шуклин после ухода Г.П. Булатова из жизни жалел, что, не спросив его, сообщил адрес в Москву.
Булатов, как и другие разведчики, открыто заговорил о своем подвиге. Разведчики пишут сборник воспоминаний, САМиздат, в который вошла и статья командира 674-го стрелкового полка А. Плеходанова «Как свершалась афера века». В 1967 году Г. Булатов писал братьям Праваторовым: «Я не бывал в музее ни разу. Но теперь, когда приеду в Москву, непременно пойду туда, посмотрю на знамя. Уж кто-кто, а я признаю его из тысячи других. И если я увижу наше знамя, которое делали мы, разведчики, которое я пронес за пазухой по всей Королевской площади и водрузил на крыше у скульптурной группы, – я потребую от В. Шатилова и В. Субботина объяснения, выступления в печати. Хоть прошло 20 лет, но народ должен знать правду!»
В мае 1968 года, выйдя из заключения, Булатов собрался в Москву, но на вокзале был остановлен милицией и вернулся в Слободской. 13 апреля 1969 года Булатов с разведчиками все-таки посетил ЦМВС и осмотрел Знамя Победы. Он написал свидетельство, что это флаг разведчиков 674-го стрелкового полка, который они водрузили 30 апреля 1945 года в 14 час.25 мин. на рейхстаге. 3 января 1971 года в музее побывал еще один разведчик-«сорокинец» С.Г. Орешко с сыном Анатолием и тоже написал такое свидетельство. Но 8 марта 1973 год от сердечного приступа умер командир 674-го полка А. Плеходанов, хотя на здоровье прежде не жаловался, а 19 апреля 1973 года не стало Г. Булатова.
После выхода книги «Неудобная правда о взятии рейхстага» ее автор Г.Г. Киселев стал обладателем документов, которые более полувека считались утраченными. Это архив разведчиков 674-го полка. Очень скоро слобожане смогут познакомиться с ключевыми материалами настоящих знаменосцев Победы в новой книге Г.Г. Киселева «Неизвестная история Знамени Победы». Еще не все документы Великой Отечественной войны рассекречены, в дальнейшем, возможно, мы узнаем о новых документах по взятию рейхстага.

Л. Тимшина, краевед.

[adsp-pro-3]

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Все практически верно, за исключением одного. В 5 пункте, где говорится о знамени № 5 Военсовета 3-й ударной армии, указано, что «2 мая флаг был перенесен на купол». Да, во второй половине 2 мая 1945 г., выполняя распоряжение комполка 756-го сп полковника Ф. М. Зинченко, красноармейцы Егоров и Кантария поднялись на купол рейхстага и укрепили красный флаг. Но это не было знамя № 5, так как еще утром Егоров и Кантария не нашли его на месте установки (скульптура гарольда на восточном фронтоне, прозванного нашими солдатами назвали Вильгельмом 2-й, была серьезно повреждена точными попаданиями, — по всей видимости, из фаустпатронов). Егоров и Кантария на купол подняли флаг, который их командиру полка Зинченко днем передал начальник политотдела 150-й дивизии подполковник М. В. Артюхов.
    С уважением, автор книг «Неудобная правда о взятии рейхстага», «Неизвестная история Знамени Победы» Г. Г. Киселев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.