ШЛИ В СЛОБОДСКОЙ ПАРОХОДЫ

1
185

В эти дни наш город отмечает одну из интересных дат – 155 лет назад, 27 июня (по ст.стилю) 1862 года, в Слободской пришел первый пароход. Это случилось на 7 лет позже, чем в губернском городе Вятка. В середине ХIХ века пароходы слыли чудом техники, поэтому неудивительно, что впервые увидевший его слободской купец И.И. Громозов (1803-1877) написал в своем дневнике по этому поводу восторженные строки и даже целое стихотворение. Благодаря этому мы знаем точную дату прихода первого парохода в наш город.

река«Кричат: пароход, пароход, — писал И.И. Громозов. — И кричат: скорее. Нога легка, берега усыпаны гуляюшими красавицами и сопровождающими их кавалерами». После этой записи Иван Иванович набросал в уголке страницы увиденный им пароход, который назывался «Орлов». Это самое старое из дошедших до нас изображений вятских пароходов. Он принадлежал компании, организованной вятскими купцами А.С. Куклиным, В.А. Столбовым, И.С. Чудиновских.
Спустя 12 лет, 13 августа 1874 года, была открыта пассажирская пароходная линия от г.Вятки до г.Слободского. Путеводители отмечали, что она стоит особняком, вне главной линии вятского пароходства. Но Слободской имел важное значение в жизни губернии, и специально для его жителей был открыт водный маршрут. Курсировал по нему небольшой пароход «Ласточка», только что построенный на заводе Шипова в Костромской губернии по заказу вятского купца Силина и его компании. В путеводителе Товарищества Вятско-Волжского пароходства, изданном в 1910 году, говорится: «Посетить этот город можно из Вятки, сев на маленький пароход, ежедневно туда отправляющийся в 8 часов вечера. Следует заметить, что пароходное сообщение между Вяткой и Слободским непостоянное и поддерживается только во время достаточного подъема воды. Вверх пароход идет до Слободского 8 часов, обратно 5 часов. Отвал из Слободского в 8 часов утра».
Стоит отметить, что очередной путеводитель печатался в 1914 году в слободской типографии С.И. Мясникова. В нем указано, что монополизировавшим местное судоходство Товариществом Вятско-Волжского пароходства вновь открыта линия между г.Слободским и с.Мулино (160 верст). Рейсы осуществлялись два раза (изредка три) в неделю до спада воды по особым объявлениям. И в дальнейшем, вплоть до середины 1950-х годов, мимо Слободского до Мулино ходили мелкосидящие пароходы («Герцен», «Лоцман Гвоздев»), иногда с пассажирскими баркасами на буксире.
Река Вятка, судоходная от г.Слободского до впадения в Каму по южной границе губернии, в ХIХ веке представляла важнейший дешевый торговый путь. В документе, датируемом 1862 годом, читаем: «Пристаней в г.Слободском по реке Вятке, а также и складочных амбаров не имеется, потому что отсюда значительного сплава товаров не производится. Однако же здесь нагружаются в разлив воды три парусных судна – одно братьев Бакулевых, в которое грузится медных колоколов до 2500 пудов, и два – промышленника Платунова, в них нагружается товар разнородный до 5 тысяч пудов, принадлежащий разным торговцам. Суда эти отправляются на Нижегородскую ярмарку. Эти же самые суда из ярмарки возвращаются обратно с кладью в раннюю осень».
В первые годы ХХ столетия пристань в Слободском все-таки появилась. Тогда Товарищество Вятско-Волжского пароходства выделило деревянный дебаркадер со штатом служащих и выполнило работы по установке ряжевой деревянной причальной стенки вблизи устья речки Спировки. Известно, что в 1902 году на пристани служили 3 человека: агент (начальник) М.С. Еманин (в 1915 году его сменил И.Я. Лебедев), кассир И.В. Торопов, приказчик М.И. Гордеев.
В отчетах губернатора г.Вятки в 1901, 1912 и 1915 годах слободская пристань названа в числе важнейших пунктов грузовых отправлений в верхнем течении реки Вятки. Например, в 1901 году в навигацию с нее отправлено 766,9 тыс. пудов грузов, их основные виды – лес, вино, пиво, куделя, лен. А в 1909 году – 246,1 тыс. пудов железа и железных изделий, кожевенного товара, лесных материалов, овса, ржи и ржаной муки, шерсти, спирта, спичек, вина и пива. Спустя 35 лет, в военном 1944 году, с нашей пристани отправлено 825 тонн, а в город прибыло 24725 тонн грузов, в основном, леса, металлолома, хлеба, соли, плодоовощей.
В начале 30 годов ХХ века предполагался перенос пристани на другое, более удобное место, но его так и не нашли. В 1949 году пристань «Слободской» утратила самостоятельность, став подразделением пристани «Киров». В 1993 году пристань в Слободском ликвидирована.
Нужно отметить, что слобожане не только перевозили по Вятке грузы и пассажиров, но и сами строили речные суда. К примеру, у И.П. Сапожникова до 1917 года делали струги, большие и малые барки и пускались на них в плаванье вплоть до Астрахани. На месте больших анфилатовских салотопен каждую зиму оборудовали судоверфь, где из пиленого леса закладывалась барка-«сорокоуша». Весной под барку подходила вода, и уже нагруженное судно оказывалось на плаву. Грузили на барку разную деревянную мелочь вплоть до черенков к мотыгам – кадки, ушаты, бочонки, ведра. На вырученные деньги Сапожников закупал рыбу и пароходом возвращался домой.
В наше время транспортные функции р. Вятки утратили силу, и увидеть весной хотя бы прогулочный пароход в черте города слобожане почитают за счастье, как это было и полтора века назад. Но все эти годы река приносила пользу людям, кто знает, может быть, когда-то все вернется на круги своя.

Анна Тихомирова.

[adsp-pro-3]

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.