ПАМЯТИ ДИРЕКТОРА И УЧИТЕЛЯ

0
196

Приближается памятная дата в истории педагогического сообщества нашего города. В 1977 году средняя школа №7 была объединена с восьмилетней школой №6, носившей имя Героя Советского Союза В.Ф. Косолапова (в настоящее время в этом здании — военкомат). В тот год накануне празднования 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции педагогические коллективы и учащиеся школ №7 и №6 получили от городских строителей новое здание на 1320 мест по адресу: ул.Вятская,40. Его торжественное открытие состоялось 17 сентября 1977 года. В ходе мероприятия директору школы №7 Дмитрию Васильевичу Татаринову (1922-1994), под руководством которого шло строительство, был вручен символический ключ от новой школы.

1

В связи с 40-летием со дня открытия нового здания школы №7  ветераны педагогического труда нашего города вышли с предложением установить на здании школы мемориальную доску в честь директора, «Отличника народного просвещения», участника Великой Отечественной войны Д.В. Татаринова. Он руководил школой №7 с 1969 по 1981 годы, и в Слободском осталась добрая память о многогранной деятельности Дмитрия Васильевича на благо слободского учительства и подрастающего поколения нашего города. Ветераны, кому довелось работать рядом с Д.В. Татариновым, написали воспоминания об этом человеке. Цитаты из них легли в основу этой публикации — полностью воспоминания можно прочитать на сайте музея «Истории школы №7».
Руководитель музея Т.В. Маракулина рассказала: «Кто общался с Д.В. Татариновым, в первую очередь, скажет о его деловых качествах – огромной ответственности в любом деле, продуманности в принятии решений, трудолюбии, порядочности. Не случайно, вся трудовая деятельность Дмитрия Васильевича – это пост директора в разных школах Кировской области. В г.Слободском он возглавлял школу №8 (сейчас школа-интернат), строил школу №14, работал директором школы №10, до выхода на пенсию руководил школой №7. Многие выпускники были благодарны Дмитрию Васильевичу как учителю за умение слышать собеседника. Преподавая зарубежную географию, он приводил множество примеров о тех странах, где побывал во время Великой Отечественной войны. О своем военном пути бывший фронтовик почти ничего не рассказывал, поэтому удалось установить лишь краткую его хронологию.
В 1941 году, окончив 10 классов Новотроицкой образцовой средней школы им.А.С. Пушкина, был призван в армию. В составе 247 стрелковой Краснознаменной Рославльской дивизии принимал участие в боях на Калининском, Западном и 1-ом Белорусском фронтах. В 1943-1944 годах – комсорг управления штата 247 стрелковой дивизии. В 1945 году был переведен на службу в особую инспекцию группы оккупационных войск. Награжден орденами «Красной Звезды», Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией».
Немало выпускников школы №7 устроили свою профессиональную жизнь по примеру любимого учителя и директора, являлись управленцами в сфере образования, учителями. В.С. Суровцев в 1981 году сменил Д.В. Татаринова на посту директора школы №7. Он вспоминает: «Я вплотную соприкоснулся с этим уникальным человеком всего на несколько дней при передаче документации школы в связи с прекращением трудовой деятельности Дмитрия Васильевича по состоянию здоровья. Во мне он, видимо, увидел не равнодушного к школе человека и очень тщательно вводил меня в курс дел, своих планов, задумок, проблем. А их он видел, так как имел огромный опыт руководящей работы на посту директора. Школа №7 — новостройка по «южному» проекту — была сдана с многочисленными недоделками. Большой новый коллектив учителей и учащихся из двух разных школ, но Д.В. Татаринову удалось всех сплотить, увлечь, повести за собой.
Мне он преподнес уроки трудолюбия, скромности, добропорядочности, человеколюбия. Его уважали коллеги, дети, родители, руководители предприятий города. И мне потом, как с пропуском, был доступен внеочередной прием в кабинеты директоров, где легко решались вопросы оказания помощи шефствующими предприятиями. Совместными усилиями воплотились в реальность задумки и мечты Дмитрия Васильевича. Чтобы довести новую школу до кондиции, построили стадион с игровыми площадками, освещенную хоккейную коробку, тир, второй спортзал для младших школьников, токарный и швейный цех для трудового обучения старшеклассников, радиофицировали кабинеты и актовый зал, создали школьный музей. Сегодня коллектив школы №7 обновился, пришли новые технические возможности, решаются другие проблемы и задачи, но приятно осознавать, что традиции, заложенные Д.В. Татариновым, сохранились и приумножаются, а жители города помнят имя директора Д.В. Татаринова».
В.В. Симонов: «Мало кто знает, сколько сил приходилось ему тратить на устранение проектных просчетов школы-новостройки по водо- и теплоснабжению, электрооборудованию. Рабочий день Д.В. Татаринова начинался сразу же при входе в школу с того, что нужно было проверить, хорошо ли греют батареи, зайти в столовую узнать, все ли оборудование нормально функционирует. Школа №7 в те годы была самой крупной в Слободском по числу учеников и численности педагогического коллектива и, как бы сейчас сказали, «элитарной» — выпускала учеников с отличными знаниями, которые поступали в ведущие вузы страны. А это было возможным только при сильном и грамотном педагогическом коллективе, возглавляемом Д.В. Татариновым».
Л.А. Копысова: «Я начинала работать в СШ №7, которая считалась лучшей школой города. Мы с нетерпением ждали, когда с улицы Ленина  переедем в новое современное здание. Мы ждали, а Д.В. Татаринов строил эту новую школу. А потом каждый из нас, учителей, обживал один кабинет, а Дмитрию Васильевичу нужно было обустроить все 4 этажа школы-новостройки. Директору приходилось даже иногда ночевать в своем кабинете, если что-то не ладилось. Мы были уверены, что все проблемы он решит четко, по-деловому. Это был умный руководитель, заботливый наставник молодежи, душевный человек».
Н.С. Ситчихина: «Первый раз мы, старшеклассники школы №7, увидели нового директора 1 сентября 1969 года, когда пришли на линейку. Это был невысокий мужчина, в костюме светло-бежевого цвета, белой рубашке и очках в толстой роговой оправе. Внешний вид и поведение говорили, что это добрый человек. И в этом я смогла убедиться не раз, когда стала работать в школе сразу же после ее окончания учителем пения и секретарем-делопроизводителем. Я ни разу не слышала, чтобы он повысил голос на ученика или учителя, да и на любого работника школы, хотя  ситуации бывали разные. Он был очень щепетилен в оформлении документов, особое внимание обращал на написание приказов, заполнение трудовых книжек, говорил, что каждая буква и запятая должны быть на месте, чтобы потом, например, при оформлении пенсии не возникало никаких проблем. Знал всех учеников огромной школы, интересовался их дальнейшей судьбой, всегда находил время поговорить хоть несколько минут с выпускниками, заглянувшими на школьный огонек. Он заботился о каждом ученике и работнике школы – как пригодилась мне в жизни его наука!»
Л.И. Трефилова: «Я тоже училась у Дмитрия Васильевича. Запомнились уроки географии, которые он нам преподавал. Спокойно, вдумчиво объяснял экономику, политическое устройство, народонаселение, особенности разных стран. С интересом выслушав наши вопросы, просил не делать скоропалительных выводов о событиях в стране и мире, говорил, что время все расставит по своим местам. После окончания КГПИ им. Ленина я пришла в школу №7 учителем химии, где проработала всю жизнь. Классы тогда были большие, объяснять материал было непросто, все время нужно было  контролировать дисциплину. Дмитрий Васильевич приходил на мои уроки, объяснял, как заинтересовать учеников этой сложной наукой, как слышать и понимать детей, не обижаться на них, к каждому ученику относиться с уважением. Очень недолгое время мне пришлось поработать с этим директором, но память о нем осталась светлая».
Н.В. Деветьярова: «Осведомленность Д.В. Татаринова в разных областях знаний, профессионализм и уровень методической подготовки вызывали глубокое уважение. Он знал о каждом учителе школы буквально все – вплоть до бытовых условий и здоровья. В советские годы в начале осени учащиеся вместе с классными руководителями отправлялись на колхозные поля убирать картофель. Мы и жили с ребятами в деревне. Однажды директор вызвал меня к себе в кабинет и сказал: «А вы в колхоз не поедете, у вас ревматизм сердца, можете простудиться». Его осведомленность о состоянии моего здоровья была шоком – неужели и в медкарту заглянул? Пришлось убеждать, что со здоровьем у меня все в порядке. Он и сам частенько появлялся на колхозном поле, интересовался проблемами, которые, вроде бы, могли и не волновать директора.
Его преданность школе, своему делу доходили до фанатизма, до полного отказа от всего, что не было связано с его деятельностью как руководителя. Моральный авторитет Д.В. Татаринова среди учителей и учащихся был очень высок. Интеллигентный, мягкий и доброжелательный в отношениях с коллегами, в то же время строгий и требовательный, глубоко порядочный даже в мелочах, опытный руководитель и наставник огромного и сложного школьного коллектива – таким я запомнила его на всю жизнь. Счастлива, что долгие годы работала рядом и под руководством этого «самого человечного человека».

2Надежда Сергеева.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.