Весть о погибшем пришла спустя 73 года

0
30
Весть о погибшем пришла спустя 73 года
Е.К. Старцева
Е.К. Старцева

В конце апреля в слободских СМИ появилось сообщение о том, что идет поиск родственников для передачи смертного медальона. К нам в редакцию обратилась слобожанка Елена Константиновна Старцева, двоюродная сестра погибшего.

21 мая медальон был вручен родственникам участником поискового отряда Сергеем Загарских.

Сергей Загарских
Сергей Загарских

— При проведении поисково-разведывательных работ «Вахта Памяти-2015» в апреле этого года на территории Кировского района Ленинградской области были найдены останки солдата, погибшего в годы Великой Отечественной войны, — рассказывает Сергей. — Среди личных вещей был обнаружен смертный медальон, который принадлежал Малыгину Борису Михайловичу, уроженцу города Слободского. Сразу начали искать родственников в Слободском, этим занималась участница нашего отряда Анна Шабалина.
Останки слобожанина Малыгина захоронены 19 апреля 2015 года на мемориале Новая Малукса, примерно в 20 км от г. Кировска. Он участвовал в боях за прорыв блокады Ленинграда, по нашим предположениям, воевал в составе 286-й стрелковой дивизии, погиб, предположительно, в ноябре-декабре 1942 г.
На Вахты Памяти мы начинаем ездить с апреля, в это время уже растаял снег, земля чуть подсохла, а трава еще не выросла. Земля мягкая, копать легче. Я езжу каждый год с 2006 года, поездки мы оплачиваем сами. В основном работаем на Синявинских высотах. В этом году Вахта Памяти проходила в районе города Кировска Ленинградской области. В этой экспедиции наш поисковый отряд «Красное знамя» нашел семь медальонов, два пустых, а один, видимо, был приоткрыт, прочитать не смогли, остальные после экспертизы прочитали. Также находим личные вещи, предметы быта, редко оружие. Если есть медальон, значит, призвали на войну в самом начале. Посмертные медальоны, или жетоны военнослужащих, выдавались бойцам Красной Армии в 1941-м — начале 1942 г., позже их заменили на красноармейские книжки.
Радость, когда находятся родственники погибшего солдата, когда есть кому передать медальон, рассказать о месте, которое последний раз увидел их родной. А тут двойная радость — нашли земляка. Я тоже живу в Слободском, работаю юристом на АО «Красный якорь».
По словам Елены Константиновны Старцевой, для их семьи новость, что нашли родственника, стала очень неожиданной: «Мы прочитали в газете, что найден слобожанин Борис Малыгин, и улица наша указана, потом уже нам звонили из Санкт-Петербурга поисковики.
Борис — это сын моей тетки, т.е. мой двоюродный брат. Он родился в 1920 году, вырос в Слободском на ул. Свободы, отучился и уехал работать художником в Нагорск, оттуда его и забрали на фронт. Домой он так и не вернулся, в родном городе его ждала мама Клавдия Васильевна, с фронта она получила одно письмо из Синявина (Ленинградская область). Сама я его никогда не видела, мало о нем что знаю, тетя Клаша говорила, что сын погиб на войне, хотя он числился пропавшим без вести. В Великой Отечественной воевал мой отец, вернулся домой живым. Спасибо всем поисковикам, мы благодарны вам, что занимаетесь таким важным делом».

Интернет-энциклопедия «Википедия»: «Во время Великой Отечественной войны в Рабоче-крестьянской Красной армии вместо металлических бирок использовались закручивающиеся пластмассовые пенальчики-медальоны, в которые вкладывался листок бумаги с данными бойца. Использовался либо специальный бланк, либо обычная рукописная записка. aTsPJUqU35EБланк заполнялся в двух экземплярах. В случае гибели бойца один экземпляр отправлялся в канцелярию, второй оставался с телом и передавался родственникам после погребения.
Если солдату по какой-то причине не хватало пенала, использовались гильзы от патрона к винтовке Мосина. Вытащив пулю, солдат высыпал порох, клал в гильзу записку, а затем затыкал отверстие перевернутой пулей.
Как показали годы, такой способ хранения личной информации не самый практичный. Вода, проникающая со временем внутрь пенала, зачастую разрушает бумагу или приводит её в такое состояние, что текст невозможно прочесть. Сохранность зависит от условий, в которых находился пенал и насколько хорошо он был закручен. Используя специальные методики, выработанные участниками поисковых отрядов, пенал следует вскрывать особым способом, для того чтобы не повредить и не потерять, хранившиеся в нём сведения. В первую очередь это касается способа разворачивания скрученной записки.
К тому же многие советские солдаты вообще не вкладывали записку в «смертный медальон», считая это плохой приметой».

Анна ЗУБАРЕВА.
Фото автора.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.