Исполнить Чайковского

0
63

сыкчинВ конце прошлой недели в Слободском состоялся II межрегиональный фестиваль-конкурс «Мой Чайковский»В этом году он был посвящен 175-летию со дня рождения великого композитора. Второй раз в нашем городе конкурсные испытания проходят в концертном зале детской школы искусств им. П.И. Чайковского. В октябре 2013 года межрегиональный конкурс «Мой Чайковский» был посвящен 120-летию со дня смерти Петра Ильича.
Доказать, что ты лучше всех исполняешь на фортепиано Чайковского, со всей Кировской области приехало почти 90 человек, тридцать из них представляли наш город и слободскую детскую школу искусств им. П.И. Чайковского. Много в этом году участников из г. Кирова, Белой Холуницы и с. Ильинское.
Молодые слободские исполнители оттачивают свое мастерство игры на фортепияно под руководством талантливых педагогов школы искусств О.Р. Куклиной, Л.А. Рябовой, Т.В. Хариной, Е.С. Шаромовой, Е.Г. Докучаевой, В.В. Морозовой, А.Е. Карповой, Н.М. Зянчуриной и Е.А. Ситниковой. Все они подготовили ребят для участия в этом конкурсе.
Конкурсные прослушивания проходили два дня, участники были разделены на младшую, среднюю и старшую группы, отдельно соревновались преподаватели и сочинители музыки. По правилам конкурса, необходимо исполнить две мелодии сольно или в ансамбле, авторство одного из произведений обязательно должно принадлежать П.И. Чайковскому.
Солисты из младшей и средней группы исполняли в основном мелодии Чайковского из его сборника пьес «Детский альбом»: «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Старинная французская песенка» и т.д. Сборник содержит 24 пьесы для фортепиано, но существуют и переложения «Детского альбома» для разных инструментов и составов. В частности, Роберт Грослот переложил шесть пьес для камерного оркестра и для духового квинтета. Полное переложение для ансамбля ударных инструментов осуществил Анатолий Иванов. В 2014 г. композитор Дмитрий Батин по заказу Уфимского театра оперы и балета сделал авторское переложение для струнного оркестра и ударных инструментов. Удивительно, но написанные почти 140 лет назад мелодии до сих пор не дают спать по ночам многим современным исполнителям.
Ребята постарше представили на суд жюри произведения более сложного исполнения, например, отрывки из балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», оперы «Евгений Онегин» или мелодии из цикла «Времена года».
По словам педагогов, конкурсы исполнительского мастерства проходят довольно часто, если есть желание в них участвовать, с начала учебного года ребенку необходимо начинать готовиться, подбирать программу, учить материал. При этом никто не отменит обязательные полтора академических часа по четвергам или вторникам занятий сольфеджио или в полдень субботы 45 минут хора, коллективного слушания музыки или музицирования и т.д. И это только в младших классах. Что такое полдень субботы в классе для хора, когда твои сверстники оставили до понедельника недошитые в кружке мягкие игрушки, платья для куклы, шахматисты закрыли свои доски, а у ребят из хоккейной и конькобежной секции растаял лед. Это значит весна и свобода. А с тебя требуют работать над ритмичностью исполнения в ансамбле и умением слушать себя.
Еще педагоги говорят, что в конкурсах исполнительского мастерства может участвовать не каждый ребенок, а только тот, который много занимается, любит музыку и может достойно выступить и показать себя на сцене, и тот, у кого есть воля и выдержка. Ведь нужно преодолеть волнение. Когда ребенок участвует в конкурсе исполнительского мастерства, у него сразу повышается его личностный уровень, происходит творческое продвижение вперед, рост, уверены преподаватели. Дети на конкурсах слушают друг друга и старших ребят, общаются в интересной творческой среде.
— Они же потом ночь не спят. Для них это событие, праздник, – признаются педагоги. – Попробуйте, выйдите и сыграйте на публике, да еще жюри какое сидит. Страшно. Поэтому детей приезжают поддерживать преподаватели и родители.
В этом году, уже по традиции, председателем жюри конкурса стал композитор, музыковед, член Ассоциации «Русская традиция» Союза композиторов г. Санкт-Петербурга, заслуженный работник культуры России Н.А. Хотунцов. К нему присоединились Ф.И. Баева, преподаватель кировского областного колледжа музыкального искусства им. И.В. Казенина, и Е.А. Житлухина, выпускница слободской школы искусств и преподаватель по классу фортепиано детской школы искусств г. Нижнего Новгорода.
жюриЖюри строго оценивало исполнительское мастерство, в частности, точное выполнение ритмического рисунка пьесы, насколько образно, выразительно, в темпе и харАктерно он звучит, а также артистизм исполнения и чисто ли сыгран текст. Ведь ошибок по нотному тексту они допускать уж точно не должны, а проследят за этим жюри и педагоги, они-то знают эти мелодии наизусть.
— Одну пьесу слушаешь, она всегда по-разному звучит, – обращает внимание учитель. — Вот послушайте, по одним и тем же нотам можно сыграть неодинаково, каждая мелодия может звучать по-разному, сколько людей, столько и мнений или исполнений.
Интересно было бы послушать мелодии Чайковского и других композиторов, которые звучали в зале в дни конкурса, в авторском исполнении. При написании мелодии автор многое обдумывает. Какие мысли и воспоминания авторов ложатся в основу будущих всемирно известных мелодий, нам остается только догадываться. Например, как говорят исследователи творчества Чайковского, пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Также на маленького Петра сильное впечатление оказывали игра на фортепиано, и пение его матери, и постановки опер Моцарта и Глинки. Эмоции, которые мы испытываем в детстве, влияют на нашу жизнь и творчество, а тем более на творчество композиторов. Многие известные мелодии родом из детства.
Воспоминания о проведенном в Кирове детстве также легли в основу мелодий из музыкального сборника «Вятский детский альбом», созданного В.И. Казениным. Некоторые из них звучали на конкурсе. Знакомы и названия пьес: «Стадион «Динамо», «Железнодорожный вокзал в Кирове», «Александровский сад», «Вятская игрушка» и др.
Почти перед каждой пьесой стоит авторская ремарка. Например, к пьесе «Заречный парк 1947 года»: «Каждое лето мама на целый день увозила меня и брата на тот берег Вятки, где чудесный парк и песчаные берега реки». Или к «Серафимовской церкви»: «Там моя бабушка крестила меня в 1938 году (тайно)». Или к «Цирку-шапито»: «В начале улицы Коммуны (сейчас Московская) появлялся в мае цирк-шапито. Около цирка всегда продавали мороженое. Все лето я слушал музыку веселую и задорную. Наш дом, где мы жили, был напротив шапито».
Владислав Игоревич — уроженец г. Кирова и его Почетный гражданин, советский и российский композитор и музыкант, председатель Союза композиторов России (с 1990 года), заместитель министра культуры СССР (1987-1990). Он неоднократно приезжал и в наш город, многие годы сотрудничал со слободской школой искусств, ее педагогами и учениками. К сожалению, в феврале прошлого года Владислава Игоревича не стало.
Кстати, среди участников конкурса исполнительского мастерства мальчиков намного меньше чем девочек, практически единицы. Зачастую мальчишки если и занимаются в «музыкалке», то выбирают духовые инструменты, баян, гитару. По словам педагогов, желание заниматься музыкой и, самое главное, любить ее, дорогого стоит. Как отметил В.И. Казенин, когда приезжал в наш город: «Желание у ребенка познать музыку – это прекрасно».

Анна ЗУБАРЕВА.
Фото автора.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.