Что такое коррупция и как с ней бороться

1
57

коррупцияВ декабре администрацией города Слободского проводился конкурс на лучшее эссе на тему «Молодежь против коррупции». Его участниками стали все желающие слобожане в возрасте от 12 до 22 лет. Перед Новым годом комиссия из специалистов управления экономического развития городской администрации и представителей средств массовой информации подвела итоги. Согласно итоговой таблице, лучшими признаны работы: 1 место — Анны Лупповой, ученицы 10-го класса лицея № 9; 2 место – Регины Кощеевой, ученицы 10-го класса гимназии; 3 место – Матвея Жукова, ученика 6-го класса гимназии. Сегодня мы публикуем эссе победителя, Анны Лупповой. Что такое коррупция и как с ней бороться

— Доброго времени суток. Пожалуйста, примите эту шкуру. С вами приятно иметь дело… Да, видите ли, расположение вождя дороже медвежьих одежд.
Палящее солнце пустыни. Безжалостное, непримиримое. Не то солнце, с первыми лучами которого распускаются цветы, но то, другое, жаркое и обжигающее, опустившее на колени уже многих. И падают, падают рабы, справедливо полагая, что это принесет им удачу и что «дом мой будет в порядке, и жалованье в исправности». Просто таковы законы Древнего мира. Понимаете ли, плохо тому, кто противится повелителю.
А теперь уже наше время:
— Здравствуйте. Я к вам по делу. Мест в детском саду больше нет? (Тихий шелест, должно быть, чего-то бумажного). Ах, вы ошиблись… Есть… Что вы говорите? Благополучие моего ребенка дороже всего на свете? Да, видит Бог, это так.
И такое знакомо:
— Приветствую тебя на новом месте. Я уверен, из тебя получится отличный начальник. Что? Образование? Ничего, ничего, сын мой. В наше время оно не играет большой роли. Видишь ли, отчего не дать шанс хорошему человеку?
Просто таков закон. Такова привычка. Не только золотые кубки и прекрасные картины оставила нам в наследство история. Еще это неприятное слово. Коррупция.
Рассматривая коррупцию как неизбежное следствие устоявшихся норм, мы не уходим далеко от истины. Уж был в древности такой обычай: задабривать вышестоящих лиц дорогими подарками. Обычай был, и, не кривя душою, признаемся, что существует он и по сей день. Правда, принял он не слишком явную форму. Скажем даже, совсем не явную, ибо кто осмелится заручиться расположением начальства, не опасаясь, что его действия будут осуждены обществом и законом? И пробираются они теперь осторожно, тихо-тихо, стараясь не взбудоражить, ничего не всколыхнуть. Мягкой поступью они идут, идут, заранее зная о результате. Их ведет этот нехороший обычай.
Но привычкам и обычаям подвержены не только простые люди. И для власть имущих существуют незыблемые устои. Привыкшие к повиновению со стороны ниже стоящих, к их просьбам, сопровождаемых своевременно врученными ассигнациями, к своему положению, более высокому, чем, скажем, у пролетариата, а вследствие этого и к своим полномочиям, которыми они порой так бессовестно пользуются. Вожди, жрецы, цари, короли… Они осознавали и принимали свою власть. Принимали вполне. А за этим следовало неизбежное: использование своей власти в корыстных целях. Неудивительно, что данное «право» сохранилось и по сей день. Жажда обогащения присутствовала в людях во все времена, направляя их деятельность по ложным и опасным путям. А как, должно быть, преумножена эта жажда в людях, сосредоточивших в своих руках неограниченную власть, в людях, осознающих свои преимущества перед другими? И приходит другая причина, иное основание для успешного распространения коррупции — неравенство.
Неравенство. Тема эта более широка и глубока, чем можно предположить. Однако вполне можно затронуть некоторые аспекты, которые дают ясное истолкование еще одной теории возникновения причин коррупционных явлений.
Появление государства связывают не только с войнами и завоеваниями чужих земель, но и с благоприятными условиями для земледелия. Возникает потребность в управлении, распределении земель. И тогда назначаются лица, распоряжающиеся этим делом, потом регулирующие распределение урожая, поставку и так далее, так далее. Заметим, что назначение правителей было добровольным, люди сами признавали необходимость в нем. И неоднократно возникал вопрос, отчего для хорошего функционирования какой-либо отрасли необходимо связующее звено, некое лицо, вобравшее в себя силу и власть? Неизвестно, какой был ответ, однако напрашивается вполне очевидный вывод. Хотя и каждый человек отвечает за себя, несамостоятельность его более ясна, если дело касается чего-то глобального, всеобщего. Люди не умеют договариваться, не могут прийти к рациональному решению, ибо каждый желает извлечь наибольшую выгоду для себя. Тогда призывают вождей. Но разве он не человек? Разве не извлечет он и свою выгоду, еще более большую и заманчивую, пользуясь своим привилегированным положением? Так и погибают цивилизации, погрязшие в жадности и алчности, погибшие вследствие превалирования в своих приоритетах материальных благ, корысти. Так и возникает насилие, войны, так и появляется коррупция.
Но как же хочется верить, что образ этот недолговечен, более того, лжив! Как же хочется уверовать в человека, в нравственность и высокие идеалы! Элементарное здравомыслие не позволит заблуждаться. Роль человека велика. Она сильнее, чем может показаться. Никакой обычай, никакая жажда разбогатеть не заставят человека честного, уважающего себя и других, взять конверт, незаконно присвоить себе чужое имущество, назначить себе и своим властным полномочиям цену. И никакой закон, никакие антикоррупционные меры не искоренят то, что засело в людских душах прочно. Оно сидит, крепнув, питаясь многочисленными конвертами, просьбами и неограниченными полномочиями.
Но в обществе, где правит идея взаимопомощи и взаимопонимания, где нет места нездоровой конкуренции, где материальные ценности не довлеют над духовными, где живет вера в человека и в его честную и чистую душу, именно в этом обществе нет места терроризму, убийствам, мошенничеству. Нет места коррупции.
Идеальный мир, утопия? Да. Однако, приблизившись хотя бы на шаг к нему, осознаем, что лечить нужно не болезни, а причины их, и поймем, что спасение не в противодействии и не в борьбе, но в менталитете каждого, в сознании, должной мотивации, направленной на совершенствование себя и мира.
Все это, конечно, хорошо, правильно. Но доросли ли мы, готовы ли сделать шаг вперед? Легко говорить, рисовать картины идеального типа общества. Легко говорить. Однако как же хочется верить в это светлое будущее, надеяться, что общество излечится от слепо принятого им зла, что утратит это зло свою силу и актуальность в сознании каждого, уступив место иным ценностям, более гуманным и справедливым. Будем считать болезни общества досадным обстоятельством, без которого, однако, невозможен дальнейший прогресс, ибо на чьих же ещё ошибках учиться человеку, как не на своих? А что такое коррупция, как не одна из многочисленных язв истории и современного мира? Предстоит нелегкий путь. Следует учесть все промахи, взлеты и падения истории, все ошибки и оплошности собственной души, учесть все накопленное поколениями, принять во внимание как хорошее, так и плохое. Только тогда это будет ощутимый шаг, невероятное по силе и скорости движение вперед, навстречу новым высотам.
— Покорно вас благодарю. Ах да, позвольте узнать. Зимой медведи спят. Как же вам удалось заполучить эти шкуры? Посмотрите, какая метель. Да, да, это ведь ничего. Видите ли, я держу их с лета…

[adsp-pro-3]

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Существует также точка зрения, что к коррупции допустимо терпимое отношение. Согласно одному аргументу, в истории развития многих стран (Индонезии, Таиланда, Кореи) были периоды, когда экономика и коррупция росли одновременно. Согласно другому аргументу, взяточничество есть лишь реализация рыночных принципов в деятельности государственных и муниципальных структур. Таким образом, терпимое отношение к коррупции допустимо в условиях экономического бума либо пока она не затрагивает эффективность рынка в целом. Критики этой точки зрения возражают, что вследствие перечисленных выше причин, страны с высоким уровнем коррупции после периода роста рискуют утратить стабильность и впасть в нисходящую спираль

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.