Кто мы? Иваны, родства не помнящие…

0
65
Кто мы? Иваны, родства не помнящие…

 

Ни одного человека не обошла Великая Отечественная война стороной. К сожалению, нами оставлены практически без внимания госпитальные захоронения ВОВ на кладбище при Троицкой церкви. Хлипенький заборчик скоро упадет совсем. Много мусора на месте захоронения. В пятистах метрах южнее находится еще одно захоронение времен Великой Отечественной. Совсем в другом состоянии предстают так называемые «Братские могилы» — за ними ухаживают. На территории захоронения установлен памятник. И это правильно!  Но основное захоронение не там!

Основное захоронение (рядом с тиром)

Хочется вспомнить Эмилию Ивановну Пэма, слобожанку, врача, краеведа, которая вернула нашей стране имя настоящего героя — знаменосца Победы Григория Булатова. Она доказала, что не на те могилы с поклонами ходим!  Первоначальные же захоронения находятся в другой стороне кладбища при Троицком храме, ближе к стадиону, там, где построен тир. Он  находится прямо на месте захоронений. Но часть захоронений сохранилась и находится за пределами тира.  Благодаря усилиям Эмилии Ивановны на месте захоронения появился крест и памятная башенка.
В нашем городе во время войны работало шесть госпиталей. Были госпитали и для военнопленных. Хоронили умерших военнопленных как раз за оврагом. На месте захоронения установлен памятник. Оно обнесено оградкой. Памятник содержится в порядке. И это достойно уважения.
Справедливости ради надо сказать, что и за оврагом тоже хоронили наших воинов. Еще живы люди, которые помнят, где и как хоронили, которые непосредственно принимали  участие в работе с ранеными.
Воспоминания очевидца тех давних событий Зои Васильевны Зыряновой (Корепановой): «Мне в те годы шел 17-й год, работала я на предприятии «Промшапка», находилось оно на улице Халтурина, недалеко от нынешней 5-й школы. За нашей комсомольской организацией было закреплено два госпиталя, располагались они  в нынешнем ДДТ и гимназии. Вагоны с ранеными приходили на  Слободскую железнодорожную станцию. Приходило по 13-15 вагонов раненых, ехали они на сене в простых вагонах-теплушках.  Оттуда на подводах, на санках, кто мог передвигаться – пешком их сопровождали до госпиталей. Разнарядку получали на работе, приходили после работы на вокзал и разбирали раненых. Ставили концерты в госпиталях. В самодеятельности участвовали, чтоб есть не хотелось. Занять себя пытались до упада, чтоб не думать о еде.  Хоронили умерших на кладбище Троицкой церкви, с северо-восточной стороны, где сейчас тир спортшколы, там тоже могилы были. Расстояния между могилами практически не было. А на место захоронения за оврагом тоже позже стали хоронить, потому что места не хватало. Хоронили их люди из госпиталей. По дороге многие умирали от ран. Но нас, девчонок молодых, старались не пугать, и мертвых мы не перевозили».
Ни одного человека нет в нашей стране, кто мог бы сказать: мою семью не тронула Великая Отечественная война. И это наши деды и прадеды спасли мир! Так что ж мы, люди? Ну нет в городе средств. Понятно. Город дотационный. На живых не хватает! Нужно ли им, лежащим в земле слободской, чтоб цветы носили, памятники устанавливали? Думаю, нет. Не нужно. А нужно это живым. Нам с вами. Нашим детям. Тем, кто будет жить после нас. Вдумайтесь, ведь мы последние, кто еще может пожать руку  живому ветерану той страшной войны.  Память о Великой Отечественной войне должна быть жива! Иначе фашизм вернется, он уже поднял голову. И это в нашей стране, победившей его во всем мире!
Так давайте сами соберем! В чем проблема? В нашем городе проживает 35 тысяч человек. Если каждый принесет по рублю, по одному рублю, то суммы этой, конечно, не хватит на благоустройство захоронения. Но это будет начало, на которое можно будет уже хоть что то сделать.
28 апреля 2012 года в 13 часов запланирована уборка территории захоронений. Уважаемые горожане, прошу — проявите гражданскую солидарность, помогите навести порядок!

Галина ЧЕРНЫХ.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.