35 ЛЕТ НА СТРАЖЕ ПРАВОПОРЯДКА

0
70

5 июня этого года в нашей стране впервые отметят День образования полиции России. Наряду с официальным праздником 10 ноября – Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации — новая памятная дата установлена в связи с историческим юбилеем. 25 мая (5 июня по новому стилю) 1718 года Петром I была учреждена должность Санкт-Петербургского генерал-полицмейстера – начальника главной полицмейстерской канцелярии. Также издан руководящий документ «Пункты, данные Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру», в котором была сформулирована программа деятельности полиции и определены ее роль и место в российском государстве.

В канун юбилейной даты в редакции «ЦГ» состоялся разговор с ветераном МВД, подполковником юстиции Т. Н. Смолевой, которая на различных должностях на протяжении 35 лет проходила службу в слободской милиции. На заслуженный отдых в 2008 году Татьяна Николаевна уходила с должности старшего следователя по особо важным делам 3 отдела следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Следственного управления при УВД Кировской области. Награждена медалями «За безупречную службу» трех степеней, нагрудными знаками «Отличник милиции», «За отличную службу МВД», «Лучший следователь», Почетной грамотой МВД. За период службы в органах внутренних дел Т.Н. Смолева поощрялась 49 раз. На счету этой хрупкой миловидной женщины более тысячи уголовных дел по раскрытию преступлений. По сей день на улицах города ее узнают и здороваются многие слобожане, в том числе бывшие подследственные и потерпевшие. Сегодня Татьяна Николаевна является членом совета ветеранов МО МВД России «Слободской» и отвечает за работу с несовершеннолетними, курируя трудных подростков.
Вспоминая о своей непростой работе, Т.Н. Смолева рассказала: «Я жила в п. Вахруши и в милицию в августе 1973 года пришла работать совсем случайно. Муж маминой подруги Валентины Васильевны Мошонкиной работал заместителем начальника слободского РОВД и устроил меня туда временно на работу. Я работала на рядовой должности у него в штабе, одновременно училась во Всесоюзном заочном юридическом институте. После его окончания работала в паспортном столе, затем участковым инспектором по делам несовершеннолетних. В то время на ГТРК «Вятка» обо мне даже фильм сняли «Лучший инспектор милиции». Работа мне нравилась, и я никогда не думала, что стану следователем.
На эту должность меня перевел А.М. Розуван, можно сказать, в приказном порядке. В то время начальником следственного отдела работал С.Н. Кайсин. В институте мы изучали только теорию, а Серафим Николаевич на практике научил меня расследовать уголовные дела. Затем в отдел пришли молодые следователи Л.С. Балак и В.А. Зимних, они сразу активно включились в работу. Леонид Степанович очень хорошо разбирался в делах, и помог мне в освоении профессии. Я уже отработала следователем 16 лет, когда мне предложили место следователя по особо важным делам Следственного управления при УВД Кировской области. Я согласилась, но работала в Слободском, так сказать, не покидая стен родного отдела. Дела там были крупные, интересные. Например, в конце 90-х годов с московской группой Главного следственного управления мы вели хлопковые дела и работали в Туркмении и Узбекистане.
В то время женщин-следователей было очень мало. Это все-таки мужская профессия, в ней нужны железные нервы без поправки на слабый пол. Работы всегда было много, она была на первом месте, а семья при жестком рабочем ритме – на втором. Мне повезло, что муж Николай Алексеевич тоже работал в уголовном розыске и понимал все издержки профессии. К сожалению, он ушел из жизни очень рано, в 45-летнем возрасте. Наш сын с детства вкусил ночные родительские дежурства, внезапные выезды и ненормированный рабочий день. И когда ему предложили при выборе профессии пойти по стопам мамы, то он отказался, аргументировав: «Хочу иметь 8-часовой рабочий день».
Раньше мы работали за мораль, идею, совесть, а сегодня у поколения, которое идет за нами, другие приоритеты, другой распорядок. Вот вы спросили, не мучает ли меня совесть, что допустила по отношению к кому-либо несправедливость или промашку. В связи с этим вспомнилось одно уголовное дело об изнасиловании женщины, которое мне поручили вести как бывшему инспектору по делам несовершеннолетних. В то время уголовные дела по обвинению несовершеннолетних расследовались следователями милиции. Обвинялся мальчик, который сознался в этом преступлении. Но меня что-то зацепило, и я чувствовала, что это сделал не он. Прокурор говорит: «Арестовывай». Я отвечаю: «Не буду. Не верю, что это сделал он». Впоследствии, действительно, выяснилось, что он не имеет отношения к этому преступлению, просто у ребенка не выдержала психика, и он сознался в том, чего не совершал.
Этот пример привела к тому, что я старалась никому не причинять зла и кропотливо разбираться в делах. Наше общество так устроено, что не может без преступлений. Никто не застрахован от того, что может оступиться. У того, кто совершает преступление, чаще всего на это бывают какие-то причины. Разобраться в них и соблюсти права человека – задача следователя. Эту полицейскую дисциплину мне преподали старшие коллеги В.Ф. Стародумов, С.Н. Кайсин, В.В. Пономарева, А.А. Зырянова. Как и они, я работала ради законности и правопорядка в нашем городе».

Надежда Сергеева.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.