ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА

1
423

На прошлой неделе в краеведческом музее прошел вечер памяти, посвященный 90-летию вятского живописца, Заслуженного художника России В.А. Кашина (на верхнем снимке). В мероприятии приняли участие работники культуры,  общественность и ветераны нашего города. Также из Кирова приехали вдова и сын художника Валентина Алексеевна и Алексей Викторович Кашины с членами семьи.

DSC_0032

Художник В.А. Кашин родился в Слободском 8 июля 1927 года и, хотя свыше полувека  прожил в Кирове, родной город всегда любил, помнил. На протяжении четверти века каждое пятилетие, в юбилейный для себя год, как отчет о работе организовывал в нашем городе свои авторские выставки. Полтора года назад Виктора Алексеевича не стало, но в июне этого года его юбилейная выставка вновь была открыта в Слободском. На ней представлено свыше 30 работ, из них 28 предоставила семья, остальные – из фондов слободского краеведческого музея. Выставка особо интересна для слобожан тем, что на многих полотнах можно увидеть слободские местечки и узнать лица земляков. Например, на одной из картин, посвященных слободским меховщицам, председатель Слободского совета ветеранов Н.А. Черных узнала работницу «Белки» Галину Николаевну Гусеву. А также отметила, что подсолнухи, встречающиеся на многих полотнах Виктора Кашина лучше, чем у классиков Моне и Ван Гога.
Директор Слободского музейно-выставочного центра (СМВЦ) М.Ю Лукина в своем выступлении отметила, что на выставке представлены работы, написанные художником на разных жизненных этапах. В.А. Кашин не только прославлял своим талантом наш город, но, благодаря ему, в 70-е годы в ДК им.Горького действовала художественная галерея. Картины из галереи сегодня находятся в фондах музея, и в будущем здесь планируется открыть галерею Виктора Кашина.
Сын художника подчеркнул, что картины для выставки приезжали отбирать работники СМВЦ, поэтому она получилась яркой и интересной. В эти дни также открыта юбилейная выставка Виктора Кашина в Кировском областном краеведческом музее. Он очень любил Слободской, изображал на картинах его окрестности и людей, был фанатом своего дела, работал почти до последнего дня.
О своей дружбе с художником также рассказал слободской краевед-исследователь С.П. Серкин. Вместе с Сергеем Павловичем автор этой публикации в феврале 2015 года побывала в кировской мастерской художника и сохранила в своем архиве запись беседы с Виктором Алексеевичем. Выдержки из нее предлагаю вниманию читателей «ЦГ»:
— « Я был художником всю жизнь. Из Слободского в Киров уехал в 1959 году, когда начал работать художником в Кировском отделении Художественного фонда РСФСР. Но еще пять лет после этого трудился в Слободском, нас сюда привозили на работу каждый день. Можно считать, что моим учителем был известный слобожанам художник В.А. Нелюбин, он в 1953 году переехал в Слободской из Кирова, здесь и прожил до конца жизни. Благодаря ему, я попал в Художественный фонд – это была производственная база Союза художников, которая давала людям этой профессию работу и зарплату. А сейчас этого нет, и художникам живется трудно.
4 класса я закончил в начальной школе №2, а потом перешел в 5-ю школу. Мы жили на ул.Гоголя, 60 (угловой дом на ул.Вятской и Гоголя). Наш дом сохранился, но теперь он перестроен и стал не родным, а каким-то чужим. По одну сторону дома было общежитие педучилища, по другую – дом Серебрянникова. Он был учителем немецкого языка, у его дома рядом с нашим огородом был сад и пруд, в котором водились караси.
В нашем доме жил сосед-столяр и самодеятельный художник. Еще до школы он разрешал мне смотреть, как работает. У столяра была фанера, он мне давал, и я тоже рисовал на фанерках. Но ничего этого не осталось, потому что в войну все ушло на растопку, жгли даже мебель – холод заставлял.
Война началась, когда мне было 13 лет, через две недели исполнилось 14, я учился в 7 классе. А в апреле 42-го получили на отца похоронку, его звали Алексей Федорович, он уходил на войну с пивоваренного завода. В феврале 43-го я пошел работать на Слободской спиртовый завод учеником токаря в механический цех. Так началась ммоя трудовая биография. Бригадиром был калека Бородавкин с Демьянки, а в бригаду набирали 14-15-летних – работать было некому. Даже одна женщина Женя Бакулева работала токарем. Уже после армии я поработал сначала на «Спичке», а потом снова вернулся на спиртовый, так она все еще там работала.
В армию я ушел в 1945-м, служил 6 лет  на Урале, в Ульяновске, Забайкалье, закончил в Китае в танковых войсках. Был командиром орудия (сейчас называется наводчик) на Т-3485, оформлял стенгазеты, участвовал в армейских выставках.
После армии два года работал в Первомайском на спичфабрике прямо под горой, там и в партию вступил. А в 90-х годах  из партии вышел, когда в «Союзе художников» ликвидировали парторганизацию. Я всю жизнь любил первомайские места, у меня к Успенскому любовь с детства была, хотя там никто из родных не жил. Мы с отцом ходили на рыбалку на озеро Алексеевское, останавливались напротив Успенского. Места там красивые, живописные. Я часто потом приезжал туда рисовать, исходил всю округу с этюдником пешочком. На втором поселке рисовал, ходил по железной дороге, привлекал меня разрушенный мост.
В 1972 году на «Белке» работала группа художников, я ее возглавлял, от той работы осталась серия картин о слободских меховщиках. Это сейчас простых тружеников никто не рисует, а тогда было другое время –  партийные органы заказывали писать портреты рабочих. Есть у меня также собрание портретов участников войны, например, картина «Разведчик Николай Колодкин», на ней изображен брат жены Николай Алексеевич. Из нашей близкой родни 10 человек воевали, и к войне у меня особое отношение. Нарисовал несколько портретов Григория Булатова, в том числе, вместе с маршалом Г.К. Жуковым. Его образ привлекает меня, потому что этот человек водрузил знамя Победы, а его ни за что не признают. Портреты Булатова делал с фотоснимков, хотя предпочитаю писать с натуры.
В 1984 году я ездил в Шестаково и делал наброски карандашом портрета героя афганской войны Сергея Луппова, награжденного двумя орденами «Красной Звезды». Ни у кого такого не было. И сегодня помню его пиджак с орденами и комсомольским значком – он мне хорошо позировал.  Во время работы возникла идея – соединить слобожан-героев двух поколений и войн. Так появилась картина «Земляки», на которой изображены Герой Советского Союза Василий Ильич Кряжев и кавалер двух орденов «Красной Звезды» Сергей Анатольевич Луппов. Этот портрет демонстрировался на областной выставке к 40-летнему юбилею Победы и на моих персональных выставках.
Я очень любил писать Слободской. Специально для вас выставил этюды с видами Слободского, нарисованные с натуры, на первый план, чтобы вы на них посмотрели.  У меня картина была «Тополь моего детства», он рос у нашего огорода. А вот картина «Золотые соборы в Слободском», на этих — район Спировки, старый слободской центр — он сейчас изменился. Я и сам стал другим — раньше сутками работал и не замечал усталости, а сейчас максимум на 3 часа сил хватает. Пришло время задуматься: куда девать наполнение мастерской? Сделали бы в Слободском галерею, то передал бы туда часть картин, ведь в  моих полотнах – целая история города. Картины – мои родные дети, я их помню наизусть».

Надежда Мокерова.

[adsp-pro-3]

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.