СЛОБОЖАНЕ НА «АВРОРЕ»

0
56

В преддверии Дня Военно-Морского Флота, который в этом году отмечается 30 июля, уместно вспомнить одну из славных историй слободских моряков – их службе на крейсере «Аврора». Тем паче, что в этом году отмечается 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, изменившей историю страны. В 1917 году крейсер «Аврора» стал символом революции, дав залп, послуживший началом штурма Зимнего дворца. Ровно год назад, в июле 2016-го, после двухлетней реконструкции на Кронштадтском морском заводе «Аврора» вернулась на свое место вечной стоянки на Петроградской набережной и вновь как музей принимает всех, кто хочет увидеть легендарный крейсер.

sig-4078417.1920x1200

Славная история этого судна началась в 1904 году, когда «Аврора» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры вышла из Балтики во Владивосток, чтобы принять участие в русско-японской войне. В тот же год на «Авроре» начали службу слобожане Александр Васильевич Братухин, Михаил Борисович Бармин, Кондрат Васильевич Архипов, Павел Сергеевич Обатуров, Тимофей Матвеевич Матвеев, Филимон Николаевич Мякишев и Николай Андреевич Ковырзин. Эти семеро слобожан в числе 32 вятичей-матросов отправились в далекое плавание  для выполнения боевого задания и приняли участие в знаменитом Цусимском бою.
Тяжелые испытания выпали на долю участников похода. Русским кораблям пришлось пройти два океана, обогнуть Европу и Африку. 212 дней продолжался рейс боевых судов. Тропическая жара, частые штормы, непрерывные угольные авралы изнуряли моряков. Но коренастые, крепкие и сильные вятичи сравнительно легко переносили трудности морской службы. Слобожане держались друг друга. Большим авторитетом пользовался у них минер Филимон Мякишев, в силу своей службы много раз ходивший по краю жизни. Когда выдавалась свободная минута, земляки спускались в котельную и помогали кочегару Кондрату Архипову. Иногда и засиживались в кочегарке всей компанией, ведя разговоры о доме.
Наконец, в мае 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив, где ее уже ждал развернувшийся для сражения японский флот. Тут у острова Цусима и произошел первый бой. Тихоокеанская эскадра потерпела в поединке поражение, но русские моряки дрались мужественно. Команда «Авроры» сражалась поистине героически. Образцы отваги показали и слобожане. Весь день до вечера длился неравный бой. Ночью «Аврора» оторвалась от главных сил эскадры и, отбиваясь от японских миноносцев, повернула на юг, к Филиппинским островам. Только в 1906 году крейсер вернулся к родным берегам.
В корабельном музее на «Авроре» выставлен фотоснимок уроженца Слободского уезда  Александра Васильевича Трапезникова. Он сделан в 1917 году. Тогда 1 марта, сразу же после Февральской революции, Трапезников был избран членом судового комитета на крейсере «Аврора», хотя  и не состоял в партии, но целиком разделял взгляды большевиков. Службу на корабле он начал после первой русской революции 1905 года, совершил много походов, побывал в разных портах и странах. В 1908 году во время заграничного плавания наш земляк вместе с другими авроровцами принимал участие в спасении жителей итальянского города Мессины, потерпевшего землетрясение.
Первую мировую войну Александр Трапезников встретил уже бывалым матросом. В 1914 году полку слобожан на «Авроре» прибыло – начал службу кочегаром Михаил Константинович Ильин-Киселев из Слободского, а через год в числе пополнения из Вятской губернии оказался слобожанин Егор Дмитриевич Князев. Земляки быстро подружились, Трапезников стал для них старшим братом, Михаил  и Егор почитали его пуще отца родного.
Наступил 1917 год. В Петрограде было неспокойно, на фабриках и заводах вспыхивали забастовки, в феврале бастовали уже сотни тысяч рабочих. «Аврора» тогда стояла на ремонте у франко-русского завода, и матросы общались с рабочими.          27 февраля под влиянием всеобщей забастовки в Петрограде вспыхнуло волнение и на крейсере. Командир корабля попытался утихомирить команду силой оружия – один матрос был убит, несколько авроровцев ранено. Тогда матросское терпение лопнуло, моряки вооружились, арестовали офицеров, а командира крейсера и старшего офицера расстреляли. Был избран судовой комитет, в состав которого вошел слобожанин А.В. Трапезников. В канун октябрьского вооруженного восстания Военно-революционный комитет поставил перед крейсером боевую задачу – как только над Петропавловской крепостью появится красный огонь, дать холостой выстрел. Этот залп из шестидюймового носового орудия «Авроры» послужил сигналом для начала штурма Зимнего дворца. После революции  А.В. Трапезников работал в Москве, дожив до преклонных лет.

Анна Тихомирова.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.