ЛЕПТА КУЗНЕЦА

1
109
ЛЕПТА КУЗНЕЦА

Весна 2017-го вошла в историю Слободского тем, что накануне 9 Мая на братских могилах воинов Великой Отечественной, умерших в госпиталях нашего города, был поставлен новый памятник в виде большого креста. Он появился взамен скульптурной композиции, которая в июне прошлого года до того была разрушена упавшей березой, что больше не подлежала восстановлению. По просьбе председателя Слободского совета ветеранов Н.А. Черных, денежную поддержку в установке нового памятника оказал депутат Государственной Думы Р.А. Азимов. А изготовил его слобожанин В.Н. Чарушников.

После праздника Дня Победы в редакции «ЦГ» раздался телефонный звонок – один из читателей газеты заинтересовался, кто сделал крест на братских могилах. По словам звонившего, хотя Владимир Высоцкий и пел, что «на братских могилах не ставят крестов», в данном случае этот православный символ оказался более чем уместен. Узорный крест на шаре встал красиво, отлично вписался в архитектуру старого кладбища, где много старинных кованых крестов, и по качеству художественного изготовления не уступает изделиям слободских умельцев ХIХ века.
Мы разыскали этого мастера. Им оказался слобожанин Владимир Николаевич Чарушников, который три с половиной десятка лет своей трудовой жизни посвятил профессии кузнеца. Он рассказал: «Заказ на изготовление креста на братские могилы я получил от индивидуального предпринимателя И.И. Колодкина.  Крест делал в кузнице бывшего совхоза «Слободской» — благодарен руководителю нынешнего ООО «Слободское ОСХП» Т.Р. Ситниковой, которая предоставила мне возможность там поработать. Крест изготовлен из стали, загрунтован и покрашен черной эмалью, имеет посередине ажурную  вставку из меди патина  золотисто-коричневого цвета. При работе старался как можно меньше использовать сварку, собирал все детали на заклепки, чтобы было похоже на старину.
Высота креста 2,5 метра, он стоит на шаре диаметром 550 миллиметров. Я видел по телевизору подобную композицию на братских захоронениях, и когда начали обсуждать заказ, предложил сделать нечто такое же у нас в Слободском. Весь эскиз взял на себя, потому что имею опыт подобной работы. В начале 90-х годов, когда начали восстанавливать церкви, ковал похожий крест на старинную колокольню церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Буйское Уржумского района. Правда, тогда на нем ни цветов, ни узоров не делал – это мои сегодняшние фантазии, которыми захотелось украсить крест на братских могилах. Я полагал, что он весит 100 кг, но когда мастера ритуального цеха И.И. Колодкина его устанавливали, то сказали, что весит не меньше            150 кг. Они же делали каменный постамент для памятника — это ребята надежные, специалисты своего дела. Но все-таки, когда повезли крест, я напутствовал водителя: «Отнесись очень бережно, вези его, будто стакан с водой, потому что не нужно кресту никаких ссадин и царапин». В установке креста я не принимал участия – решил для себя, что лучше не буду смотреть. Но едва установили, я тут же прибежал, чтобы удостовериться, что все в порядке».
9 Мая во время праздничных торжеств при большом стечении слобожан новый памятник освятил благочинный Слободского округа протоиерей Евгений Смирнов. Он также совершил панихиду по воинам, на поле брани жизнь свою положившим. «Стоять теперь кресту на братских могилах много лет как благодарность слобожан солдатам за подвиг в Великой Отечественной, — рассудил В.Н. Чарушников. – Мой отец тоже прошел всю войну, я ему обязан своей жизнью. Пусть он не тут покоится, но эти бойцы тоже за нас воевали, положили свои жизни, чтобы мы с вами жили. Хоть немножко мы должны воздать им благодарность за Победу».
Крест на братских могилах – не единственное произведение мастера. Два креста на шпиле Троицкой церкви нашего города – это тоже дело рук В.Н. Чарушникова. Самый верхний и  первым установленный крест на Свято-Духовском храме на Демьянке также изготовил В.Н. Чарушников. На старом кладбище близ церкви стоят кованые кресты на могилах почитаемых верующими инока Анании, игуменьи Христорождественского монастыря Олимпиады, сделанные Владимиром Николаевичем. Он и сегодня выполняет заказы слобожан по изготовлению могильных крестов и оград, причем, его кованые творения восхищают виртуозным изяществом, превращаясь, по сути, в произведения искусства.
В завершение разговора поинтересовалась, откуда у мастера такой дар и не в тягость ли ему кузнечное дело, которое даже в наш век высоких  технологий сопряжено с тяжелым физическим трудом и использованием все того же набора инструментов, которыми пользовались еще наши предки. Он ответил: «Я коренной слобожанин. После окончания седьмой школы в 1973 году вместе с братом-близнецом Сашей пришел работать на меховую фабрику «Белка» в механический цех. После армии я вновь вернулся на меховую, более 3 лет отработал в транспортном цехе, а с 1979 по 2014 годы работал в кузнице. На «Белке» всегда было много кузнечного дела –  болты сковать,  обручи для баркасов, сделать реставрацию шестерен, загнуть бандаж. Иногда принесут какую-нибудь деталь, так поначалу не знаешь, с какой стороны к ней подойти, а потом потихоньку со всем справишься.
Работа с металлом очень мощная и тяжелая. Но для меня профессия кузнеца всегда была хороша, хотя в роду кузнецов не было. Как-то знакомые  кроссворд не могли разгадать, где слово начиналось на букву «к» и было написано: «Рабочий человек, который может сделать практически все работы». Я говорю: «Так это же кузнец»,- точно все подошло. В былые годы к кузнецу все люди шли за помощью – он и слесарь, и токарь, и на все руки мастер. Вот этим и интересна моя профессия.
Мне нравится, что наш город и сегодня весь в старинном металле. Я рад, что в Слободском работают мастера, например, отец и сыновья Гурины, которые в наше время продолжают традиции мастеров кузнечного дела ХIХ века.  Идет возрождение старинной профессии – бывает, что ребята такие прекрасные кованые вещи в декоре города сделают, что глаз не отвести. Мне повезло, что тоже имею возможность внести свою лепту в это дело».

2Анна Тихомирова.

[adsp-pro-3]

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.