КИНО В СЛОБОДСКОМ – 105 ЛЕТ

1
290

В 2017 году в истории слободского кинематографа имеются две интересные даты – в январе исполнилось 105 лет со дня появления в городе первого кинотеатра, а в октябре будет 55 лет, как открылся кинотеатр «Космос». История кино в Слободском имеет необычные факты, о которых и пойдет речь в этой публикации.

Из истории немого кино
В 1897 году в Вятку приехали французские коммивояжеры. В драмтеатре и народном доме они впервые показали движущиеся картины. Это событие вновь повторилось в 1903-1905 годах. Газета «Губернские Ведомости» в 1904 году писала: «Кинематограф явился неожиданным сюрпризом и произвел сильное впечатление на лиц, никогда не видевших движущихся картин». Первый кинотеатр в Вятке был открыт в 1908 году владельцем Усмановым. Через год он построил на ул. Никитской (ныне ул.Володарского) новое здание кинематографа, назвав его «Прогрессом».
Слободской купец Никифоров, побывав на нескольких сеансах вятских кинематографов, загорелся желанием построить в Слободском свой кинотеатр. Прежде всего, он руководствовался коммерческой стороной предприятия. С этой целью он получил в аренду землю по ул. Вятской у речки Козульки и, взяв ссуду в Анфилатовском общественном банке, приобрел материалы для строительства зданий кинематографа и небольшой электростанции. Потом закупил нефтяной двигатель с динамомашиной и французский киноаппарат «Пате» модель-3. Этим самым он опередил технически вятских коммерсантов, у которых эксплуатировалась в кинотеатрах «Пате» модель-2.
Монтаж кинооборудования производили технические специалисты московской фирмы «Мюр и Мерилиз», производившие в это время работы по сооружению слободского водопровода. В начале января 1912 года кинематограф в Слободском был открыт. Губернская газета «Вятская речь» от 6 января 1912 года писала: «В Слободском 2 января начал функционировать электротеатр «Рекорд». Владелец его г-н Никифоров построил для своего электротеатра прекрасное здание, которое для такого маленького городка, как Слободской, можно считать даже роскошным… Здание просторное, удобное, безопасное в пожарном отношении». Фойе выглядело так: на небольших окнах висели темно-зеленые шторы из мятого плюша с белым рисунком, стояли малорослые пальмы в деревянных кадках, горело много электроламп в плафонах и канделябрах. Касса находилась в самом фойе. Три двери вели посетителей в зрительный зал на 340 мест. Экран размером 3 на 4 метра. В противоположном конце от экрана  находились ложи с занавесками.
Перед запуском нефтяного двигателя мальчишки ручными насосами качали воду из пруда в бак для охлаждения двигателя, за что их бесплатно пускали в кинотеатр. На афишах, извещавших, какой идет фильм, непременно писалось слово «Фурор». Не зная его перевода с французского, жители города стали называть электротеатр «Фурором».
Картины шли, в основном, заграничные. Московские фирмы Дранкова, Ханженкова, Ермолаева делали надписи к заграничным картинам и даже ставили свои фильмы, например, «Стенька Разин», «Отец Сергий» и другие. Успехом пользовались заграничные фильмы «Кровавый бал», «Мрачные души», «Труп-убийца», «Кровью залитый брильянт», «Похождения Рокомболя». Последний шел перед империалистической войной 1914 года и  состоял из 16 серий. Однако, похождения героя вскоре публике надоели, и посещение кинотеатра резко снизилось. 1 августа 1914 года началась война. Первый владелец слободского кинематографа Никифоров спешно продал свое заведение купцу Молчанову. Новый владелец, переименовав кинематограф в «Грезы», ввел некоторые новшества – перед демонстрацией картин стал показывать видовые журналы французского производства «ПАТЭ». В такие журналы входила и хроника военных действий. Шли они под аншлагом: «Патэ» — журнал все видит, все знает!» Империалистическая война отразилась и на тематике демонстрируемых фильмов – шли ультрапатриотические и монархические фильмы вроде «Козьмы Крючкова» или «О чем скрипка рыдала». В конце сеанса обязательно показывался короткометражный комический фильм. Если до войны в таких фильмах участвовал Макс Линдер, то после 1914 года героями становятся Чарли Чаплин, Бестер Китон, Гарольд Ллойд.

В интересах революции

ГрезыЛетний кинотеатр. Фото А. И. Соковнина.

В первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года впервые «на открытом воздухе», как говорили тогда, в Гостином ряду показывали кинокартину «Робинзон Крузо». На экран из белого полотна, повешенный между пролетами, смотрели стоя. На углах улиц в это время по случаю праздника жгли смоляные бочки, на подоконниках больших зданий горели огни масляных плошек. Электрический ток для показа кинокартины в Гостином ряду был подведен от дома Молчанова, владельца электротеатра «Грезы».
Интерес к городскому кинотеатру был большой, слобожане его охотно посещали. Обслуживались также многочисленные воинские части, расположенные в городе или проходящие через него. Шел суровый 1919 год – Колчак приближался к Вятке. Бои шли уже на северо-востоке Слободского уезда. Одна за другой проводились мобилизации в ряды Красной армии, гражданское население привлекалось на сооружение оборонительных укреплений. Тут было не до кино Изредка ставились агитфильмы, зал кинотеатра часто использовался для митингов и других общественных мероприятий.
В 1919 году Декретом Правительства за подписью В.И. Ленина фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность были национализированы, кино было поставлено на службу интересам революции. В 1923 году в бывшем Шулаковском доме (позднее гостиница на ул. Советской, ныне снесенная) начала работать первая в городе электростанция. Слободской получил электрический свет, подвели электричество и к кинематографу. Но картины шли редко. Тогда в кинозале соорудили сцену и стали ставить спектакли любителей драматического искусства под руководством режиссера Евгения Леонтьева. С осени 1925 года картины пошли регулярно. Кинотеатр именовался «Зарей». Одной из первых советских картин шел фильм «Машинист Ухтомский», за ним демонстрировались «Приключения мистера Веста в стране большевиков», «Крест и маузер», «Броненосец Потемкин», «Мать» и другие.
В летнее время киноаппарат перевозили в сад имени Ленина (теперь городской сад). Здесь фильмы демонстрировались в специально построенном в 1923 году деревянном здании барачного типа. Ток подключался от производственной динамомашины спиртового завода на Демьянке.  В этом же деревянном здании летом ставились спектакли местных артистов. Шли фильмы «Закройщик из Торжка» с участием Игоря Ильинского, «Процесс о трех миллионах» с участием Наты Вечнадзе, «Орлиное гнездо», «Похождения подкидыша», заграничный многосерийный фильм «Похождения американки» и другие. В сельской местности действовали кинопередвижки – кино стало входить в быт деревни.

В звуке и цвете
В тридцатые годы создается советское звуковое кино, а затем и цветное. Но в г.Слободском с открытием звукового кинотеатра возникли трудности – здесь не было переменного тока, небольшая электростанция давала лишь постоянный ток напряжением в 220 вольт. В 1934 году одному из кинодемонстраторов А.И. Соковнину удалось переделать динамомашину в умформер. Таким образом город получил возможность демонстрировать звуковые фильмы. Вскоре Кировское управление кинематографии направило в Слободской звуковую киноаппаратуру «ТОМП» с блоком «КАА», а позднее и второй аппарат с блоком «КБ».
29 апреля 1935 года слободской кинотеатр уже демонстрировал первые в городе звуковые фильмы «Предательство Марвина Блейка» и документальную картину «Киров», а в июне месяце уже шел замечательный советский фильм «Юность Максима». Звук вполне удовлетворял зрителей и вызывал огромный интерес к звуковым фильмам. В 1938 году первый кинотеатр переименовали в «Колос».

Кинотеатр «Аврора»

Аврора_51
За период первой пятилетки           г. Слободской окончательно сложился как центр промышленного района. Здесь действовали крупнейшие в крае кожевенные заводы и спичечные фабрики. Широкий размах получила лесная и пищевая промышленность, а меховое производство вышло на первое место в Советском Союзе. Стоимость валовой продукции определилась на конец 1934 года в 74,7 млн. рублей. Однако культурное строительство в городе еще отставало от темпов промышленного развития. В Слободском жило 17 тысяч человек, но они не имели еще хороших кинотеатров, спортивного стадиона, рабочих клубов. И вот партийные и советские организации г.Слободского принимают решение превратить город в образцовый и культурный центр. В связи с этим вскоре началось строительство большого современного клуба меховщиков (ныне ДК им. Горького), хорошего спортивного стадиона «Труд», в Москве готовился проект нового звукового кинотеатра «Аврора». Автор проекта – Соколов.
12 января 1939 года кинотеатр «Аврора» вошел в строй. Он имел зрительный зал на 400 мест, просторный вестибюль, фойе на втором этаже. На строительство кинотеатра затрачено 157344 рубля. Именно в этом кинотеатре начали демонстрироваться такие замечательные советские фильмы как «Александр Невский», «Честь». Здесь же стали впервые демонстрироваться цветные фильмы.
В 1978 году был произведен капитальный ремонт «Авроры» — сделан мозаичный пол в вестибюле, зрительный зал обшит акустической плитой, старая киноаппаратура полностью заменена новой с ксеноновым источником света, заменена также усилительная аппаратура. Проведена замена экрана. Кинопоказ автоматизирован. Теперь «Аврора» по качеству звука и оформления стояла наравне с «Космосом».

Кинотеатр «Космос»

big.photo
«Космос» разместился в бывшем большом здании Гостиного двора, строительство которого было начато в июне 1839 года за счет прибылей Анфилатовского общественного банка. В 1861 году Гостиный двор горел, но был вновь отстроен в 1874-75 годах. После революции частная торговля в нем была запрещена. Долгое время здание использовалось под склады зерна, здесь устраивались уездные сельскохозяйственные выставки, некоторое время существовал крытый рынок для торговли мясом и молочными продуктами.
В 60-е годы здание было капитально перестроено под городской кинотеатр «Космос». Тогда же была «зашита» арочная галерея торговых рядов со стороны ул. Советской.  На строительство затрачено 273586 рублей. Проект перестройки составил и руководил работами инженер-строитель М.П. Чернов. Кинотеатр открылся в октябре 1962 года. Основной зал имел 520 посадочных мест, общая площадь зрительного зала – 426 кв.метров. Кроме основного зала, имелся малый зал на 150 мест для демонстрации хроникально-документальных фильмов, проведения концертов, выставок произведений изобразительного искусства, демонстрации мод и других мероприятий. Кинотеатр «Космос» главенствовал у слободских зрителей, ежегодно его посещало до 700 тыс. человек. В 70-е годы в нем была установлена новейшая современная автоматизированная аппаратура с ксеноновым источником света. Последним фильмом, показанным в «Космосе» в 1995 году, стал американский «Титаник». Он пользовался большой популярностью среди слободских зрителей, которые даже предположить не могли, что побывали в кино в любимом «Космосе» в последний раз.

Слободские служители кино
В начале 80-х годов прошлого века в «Космосе» и «Авроре» трудилось три десятка  человек. В аппаратных работали опытные специалисты – старший киномеханик Н.И. Коротких, инженеры Е.И. Кузьменко, Н.А. Коротких, старший инженер Н.М. Кочкин. Многолетний стаж работы в кинотеатрах имели администратор —  Отличник кинематографии СССР А.И. Кротова, контролер К.С. Пойлова, кассир Т.А. Городилова. С 1964 года руководство кинотеатрами города возглавлял  Отличник кинематографии СССР Н.И. Загребин (1930-2016). В должности директора он бессменно работал свыше 30 лет, вплоть до времени, когда сеть кинотеатров в Слободском  была закрыта. Спустя двадцать  лет, с открытием в Слободском ЦКР и ДО «Паруса» показ кино в городе вернулся на круги своя, но это сюжет для другой публикации.

Анна Тихомирова.

[adsp-pro-3]

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Как последним фильмом оказался «Титаник», если его мировая премьера была в 1997 году? Наверно, все-таки был 1997 год, а не 1995 год

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.