Что такое бюджет, или Почему «денег нет»

0
170

бюджетЧасто на обращения жителей города сделать новый тротуар, отремонтировать участок дороги чиновники из администрации направляют ответ типа «в условиях предельно возможного дефицита бюджета профинансировать данные работы не представляется возможным». Люди обижаются, называют чиновников бездельниками и никак не могут понять, а где же деньги?Что такое бюджет города? Откуда в нем берутся деньги? Как они расходуются? Эти вопросы мы задали главе администрации города И.В. Желваковой через год ее утверждения в должности.
— Ирина Викторовна, так что же такое бюджет города? Можно ли его сравнить с семейным бюджетом?
— Сравнить, бюджет города и семейный бюджет, безусловно, можно. И в том, и в другом случае в бюджетах есть доходная и расходная части. И в том, и в другом случае расходы ведутся по принципу приоритетности и необходимости. И в том, и в другом случае денег всегда не хватает.
— Как формируется доходная часть бюджета?
— В соответствии с действующими Бюджетным и Налоговым кодексами бюджет города формируется за счет трех источников:
— налоговых доходов;
— неналоговых доходов;
— безвозмездных поступлений.
К налоговым доходам относятся те налоги, которые платят и граждане, и предприятия. В первую очередь, это налог на доходы физических лиц, который платят все работающие слобожане. В наш бюджет попадает 30% этого налога. Если гражданин заплатил в виде налога 1000 рублей, в наш бюджет попадет 300 рублей. Остальные 700 рублей уйдут в областной бюджет. Предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, оставляют городу лишь 10% от уплаченных налогов. Когда организация или предприятие оплачивают налог на имущество организаций, в нашем бюджете остается только 20%.
Земельный налог, единый налог на вмененный доход, доход на имущество физических лиц и патент остаются в бюджете города в полном объеме. По прогнозам финансистов, все поступления от этих налогов в 2016 году могут составить 171 млн. 314 тыс. рублей. Это при положительном сценарии развития экономики города.
Сегодня мы располагаем следующими цифрами, характеризующими исполнение бюджета за 1 квартал 2016 года: планировали получить 66,6 млн. рублей в бюджет, фактически поступило 53,5 млн. рублей. Недополучение только за первых три месяца года составляет 13,1 млн. рублей (19,7%). Как видите, цифры не радуют.
К неналоговым доходам относят доходы от продажи муниципального имущества, от сдачи в аренду муниципального имущества и земель, поступления от штрафов. Прогнозы получения дохода от сдачи в аренду имущества и земель — 14,7 млн. руб., от продажи — 25 млн. Однако 3 объявленных в 2016 году аукциона по продаже бывшей производственной базы МУП «Водопроводное канализационное хозяйство» и гаражей на ул.Шестаковской признаны несостоявшимися. Желающих приобрести имущество не находится, следовательно, бюджет не пополняется.
К неналоговым доходам относят и безвозмездные поступления: субсидии, дотации, субвенции. Слова, которые обычному слобожанину ничего не скажут, поэтому поясню. У любого муниципалитета есть переданные полномочия, которые область обеспечивает финансово. Например, министерство образования области должно обеспечивать детей-сирот жилыми помещениями. Эти полномочия переданы нам, для этого направляется соответствующая финансовая субвенция, и мы организуем аукцион по покупке квартир. Деньги, даже сэкономленные по итогам аукциона, направить на другие цели мы не имеем права. Всего в 2016 году в виде субвенций мы получим порядка 200 млн. рублей. Они расходуются и будут расходоваться на осуществление переданных полномочий. К слову сказать, в этой сумме нет средств на ремонт дорог или сферу ЖКХ.
Есть позиция, которой мы все-таки можем распоряжаться самостоятельно — это дотация. В 2016 году ее размер должен составить 56 млн. рублей.
В общем-то, если мы сейчас попытаемся простым математическим методом сложить те цифры собственных средств, которыми мы вправе сами распоряжаться, то получится примерно цифра 267 млн. рублей.
— На взгляд обывателя, неплохая цифра. Этих средств достаточно для удовлетворения нужд муниципалитета?
— Совершенно четко могу ответить: недостаточно. Предлагаю опять посчитать и порассуждать.
Заработную плату специалистам бюджетной сферы мы обязаны платить в установленные сроки 2 раза в месяц. На ее выплату нужно потратить 133 млн. рублей. Эта цифра с 1 июля увеличится примерно на 9 млн. рублей в связи с увеличением размера МРОТ.
Коммунальные услуги всех наших учреждений оплачиваются за счет средств городского бюджета. По нашим оценкам, это 57 млн. рублей в год. 267- 142- 57 = 68 млн. рублей.
Осталось всего ничего. А еще нужно обеспечить дополнительно к родительской плате финансово наши детские сады (10,2 млн. рублей), обеспечить льготным питанием детей в школах и детских садах (это городская льгота, которая предоставляется по решению городской Думы, на нее тратится 4,8 млн. рублей в год), запланировать уплату налога на имущество организаций муниципальными учреждениями (5 млн. рублей в год) и обслуживание муниципального долга (уплата процентов по ранее взятым кредитам — 14 млн. рублей). Прочие расходы 36 муниципальных учреждений, к которым относятся обслуживание компьютерной и множительной техники, приобретение моющих и чистящих средств, оплата медицинских осмотров сотрудников в образовательных организациях, оплата договоров гражданско-правового характера, проведение ремонтов некапитального и капитального характера обойдутся городскому бюджету в этом году в сумму почти в 16 млн. рублей.
Таким образом, после первоочередных трат остается очень скромная цифра для решения городских проблем — ремонта и содержания дорог, тротуаров, автобусных павильонов, работы уличного освещения, вывоза несанкционированных свалок, содержание кладбищ, проведение общегородских мероприятий и т.д.
При любом раскладе профинансировать все необходимые позиции невозможно, поэтому администрация города выходит к депутатам с предложениями, на что в первую очередь направить имеющиеся резервы.
К слову сказать, после решения о направлении средств, предусмотренных на текущее содержание дорог, на ямочный ремонт, мы еще не нашли источник финансирования содержания дорог во 2-ой половине года. Придется резать по живому, вновь от чего-то отказываться.
— Какой же выход?
— Их два. Первый касается непосредственно органов местного самоуправления, второй — наших уважаемых слобожан.
Наша задача — участие в конкурсах и грантах для привлечения дополнительных средств областного и федерального бюджетов, что мы и делаем. Это и наше участие в ППМИ, Центр культурного развития построен на областные и федеральные деньги, муниципальный бюджет не тратился в данном проекте.
А слобожане должны понимать, что только честная уплата налогов поможет нам наполнить наш бюджет. Когда один слобожанин уплачивает свой налог со всей заработной платы, а другой — только с меньшей ее части, нужно понимать, что ремонтировать те же дороги, которые все ругают, администрации города не на что, что уличное освещение включать на максимально возможный временной промежуток тоже не на что, что строить новые объекты — несбыточная мечта.
Как платим налоги, так и живем.
И. БЕРДИНСКИХ.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.