В поисках Анфилатова

0
157

архангельскНа прошлой неделе глава города Слободского Е.А. Рычков и директор Слободского краеведческого музея С.М. Бушмакин вернулись из служебной командировки в Архангельск. На днях Евгений Анатольевич, собрав журналистов местных СМИ, рассказал подробности поездкиВ столицу русского севера их привела история и восстановление справедливости о нашем земляке, имя которого известно многим, а вот заслуги немного забыты. Ксенофонт Алексеевич Анфилатов (род. в 1761 г., деревня Вагинская, Слободской уезд, умер в 1820 г. в Архангельске, Архангельская губерния), — российский купец, основатель первого в России общественного банка, организатор первой российской торговой экспедиции в Североамериканские Соединённые Штаты.
— Масштаб фигуры Ксенофонта Анфилатова значительный и в истории города, и в истории страны, — начал Е.А. Рычков. -Только вступив в должность главы города, еще пять лет назад, одной из моих задач было спасение наследия Ксенофонта Алексеевича, я веду речь о здании Анфилатовского банка.
В 2011 году оно было в очень плачевном состоянии, мы с коллегами по работе в Думе писали запросы о необходимости ремонта. Смета оценивалась в 10 млн. рублей, очевидно, найти в бюджете города Слободского эту сумму на реставрационные работы было невозможно. Неоднократно стучался во все двери и ставил вопрос в Правительстве области и на встречах с Губернатором. Два года назад было принято решение о том, что городу выделяются средства на ремонт здания, сегодня он еще незакончен, но оно спасено. Далее встал вопрос об его использовании. Совершенно справедливо и власти области, и мы ведем речь о создании музея этому достойнейшему человеку и его делу. Сегодня мы подбираем формат музея, этим занимаются музейные работники.
— История исследования местного купечества в нашем музее началась достаточно давно, — сообщил С.М. Бушмакин. – Сейчас интерес к его имени снова поднялся, т.к. часть заслуг слобожан была несправедливо забыта. Идея создания музея банковского дела у нас витала давно, необходим был административный ресурс. Сейчас он есть, наша городская администрация тоже подключилась к этой работе. А наша задача — подведение научной основы, создание концепции и сбор материалов.
Евгений Анатольевич подтвердил:
— Большая страница в биографии Ксенофонта Алексеевича — это Архангельск, открывать музей банковского дела без нее нельзя. Не поехать туда я тоже не мог. Мы ездили искать не могилу, я не археолог, этим я заниматься не могу. Я искал контакты, важно было понять, что известно нашим коллегам о личности Анфилатова, насколько они ценят и дорожат его именем. Конечно, как и всякому слобожанину, хотелось бы прийти и поклониться могиле этого человека, без всяких сомнений, заслуживающего нашего уважения.
Если вернуться к истории, слобожане гордятся тем, что их земляк впервые — до установления дипломатических отношений — отправил свои корабли с товаром из России в Североамериканские Соединенные Штаты. Мы гордимся и тем, что он открыл первый в России общественный банк, опыт которого тиражировали впоследствии по всей стране. Анфилатовский банк сыграл большую роль в развитии финансовой системы страны. По сведениям на 1911 год, в России по его образцу работало 286 общественных банков. Мы с вами до сих пор пользуемся наследием Ксенофонта Алексеевича — открытие общественного банка послужило развитию купечества, и наш город является тем, чем он есть, благодаря трудам Анфилатова. Так, мы еще до сих пор эксплуатируем здания, которые он построил. Это здание банка на городской площади, далее на средства общественного банка построены Гостиный двор, здание гимназии, где учатся наши дети, особняк, куда в скором времени переберется краеведческий музей (ДДТ). Как не быть благодарным этому человеку?
— За основу у нас была книга «Ксенофонт Алексеевич Анфилатов. Очерк его жизни и деятельности», – продолжает Евгений Анатольевич. — Это репринтное издание, выпущенное нами в 2010 году к 200-летнему юбилею банка. Изначально эту книгу к 100-летию банка в 1910 году составил Г.А. Замятин, наш земляк. В ней указано, что К.А. Анфилатов похоронен в Архангельске на городском кладбище справа за первой церковью. Сейчас уже и церквей этих нет, а сами погосты существенно изменились. В книге также размещена фотография памятника, он был установлен в год 50-летия Слободского общественного банка на средства слобожан. Сегодня Архангельск — это город с населением 350 тысяч человек, больших кладбищ там 19. В первый день мы были на Ильинском кладбище, кое-какие старинные захоронения сохранились, но есть и современные. Там мы ничего не нашли. Конечно, очень помогли наши коллеги из мэрии города Архангельска, они организовали нам встречу с Т.С. Минаевой, профессором Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Она доктор исторических наук, занималась изучением жизни нашего земляка, защитила диссертацию на тему купечества, в том числе и об Анфилатове.

Т.С. Минаева и С.М. Бушмакин  на Вологодском кладбище г. Архангельска
Т.С. Минаева и С.М. Бушмакин
на Вологодском кладбище г. Архангельска

Она уже дала согласие приехать и выступить на нашей конференции, рассказать об исследованиях, которые она проводила на протяжении 15 лет. В Архангельске вместе мы побывали на Вологодском кладбище, Татьяна Станиславовна уверена, что похоронен он именно там. Мраморное надгробие, конечно, мы не нашли. Сами надгробия из мрамора и красного гранита были уничтожены большевиками в начале ХХ века, они пустили их на строительство обводного канала.
Если в нашем городе есть и хорошо сохранились и используются здания, которые строил, а потом в них жил и работал Анфилатов, то там таких зданий нет. Точнее, исторических документов, подтверждающих это, нет. Была усадьба в Архангельске, где жила его семья. Он, кстати, был женат вторым браком на дочери главы города и крупного купца А.И. Попова. На одном из кладбищ есть семейное захоронение семьи Поповых, но и там нет могилы Ксенофонта.
Кстати, когда мы показали его портрет, а на заднем фоне изображен Архангельский порт, они со 100%-ной уверенностью узнали это место. Правда, сейчас этого шпиля башни уже нет. Этот портрет всегда украшал интерьеры банка.
Еще одна ценность нашей поездки – то, что сейчас у нас налажен контакт с местными властями, — подытожил Е.А. Рычков. — На встрече с руководством Архангельска нашли понимание и поддержку наших инициатив. Они готовы оказать поддержку, помощь, например, в установлении мемориальной доски. А нам сейчас хочется вынести на обсуждение общественности, что мы дальше делаем.

Надгробие на могиле Кс. Анфилатова  (фото из книги Г.А. Замятина)
Надгробие на могиле Кс. Анфилатова
(фото из книги Г.А. Замятина)

Снова ли мы ставим памятник Ксенофонту Алексеевичу на месте захоронения, тогда какой, или оставляем, как есть. Решить это надо всем вместе. Нужно ли нам, современным жителям города, чтобы там, в Архангельске, стоял бы памятный знак о нашем выдающемся земляке. Свои мнения можно оставить в краеведческом музее и администрации города.

Вера КОСТЮЧЕНКОВА.

P.S. Пока готовился номер, мы разместили на своей странице в Интернете опрос среди наших подписчиков. Участие в нем приняли около 70 человек, мнения на вопрос: «По вашему мнению, в Архангельске стоит установить» разделились: «памятную плиту от благодарных земляков» — 35,7%, «прежний памятник на месте захоронения» – 30%, «мемориальную доску на каком-либо здании» – 12,9%, «не нужно ничего» – 17,1%.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.