Маленькие танки и большая война

0
113

Николай Пушкарев — человек интересный, я знал это еще со школьных времен, когда он носил очки, как у Джона Леннона. Жизнь побросала нас туда-сюда. Особенно Колю. Но вот, оказывается, мы снова живем по соседству. Иногда заходим друг другу в гости. Однажды я застал Николая за сборкой модели танка, что показалось мне очень удивительным. Взрослый человек. Да что там взрослый – внуки уже. А всё в танчики играть охота.— Ну, это не совсем в танчики играть, – объясняет Николай. — Это чуть посерьезней. Терпения требует, кропотливого труда. И чтоб это тебе интересно было. У меня если телевизор включен, то он всегда на канале «Звезда». Там много познавательных передач по истории бронетехники. И про Великую Отечественную войну тоже.
Наш разговор с Николаем идет не прямой короткой дорогой, а со всякими лирическими отступлениями.
— Уж если пришел, то давай толком поговорим, спешить-то особо некуда – я с сегодняшнего дня в отпуске, — объяснил обстановку Николай. — …Война, война. До школы я жил у бабушки в Закаринье. Вот она рассказывала. Деда где-то в 43-м году списали по ранению. Привезли домой. Но очень плох был. А моя тетка (дочь деда) в это время работала в Свердловске на военном заводе. Написали ей письмо, мол, отец помирать собрался. Её не отпустили, так она сбежала. Месяц добиралась до Закаринья. Все-таки добралась, но деда уже схоронили. Обратно возвращаться не стала – ведь там сразу арестуют. Жила в деревне почти год, все нормально. А потом вдруг участковый пришел, и увезли тетку в город. День Победы она встретила под замком, в «кутузке», там, где сейчас нижние залы краеведческого музея. В связи с Победой и замяли дело – амнистировали. Она вроде в то время еще несовершеннолетняя была.
Николай поставил чайник на плиту, включил конфорку.
— Я ведь с девяти лет до окончания школы ходил в авиамодельный кружок. Мастерить-то мне всегда нравилось. И причем не действующие модели, а именно копии, которые в деталях повторяют реальные образцы. Почему-то вот так. Тогда, в советские времена, конечно, было сложно делать приличные макеты. А потом уже годы спустя, когда я уехал на Север, в магазинах стали появляться ГДРовские пластиковые модели самолетов. Это когда «железный занавес» рухнул. Но их было собрать довольно легко – два вечера посидел и готово.
— А по каким соображениям ты с самолетов на бронетехнику перешел?
— Да ни по каким. Так получилось. В ЦУМе открылся отдел игрушек с моделями танков. Купил один набор – и затянуло. И как раз такие модели, что их вот так сходу-то и не соберешь, надо основательно покорпеть. А это как раз по мне. Один макет месяца по три-четыре собираю. Ну, понятно, не каждый вечер получается посидеть. То настроения нет, то на работе нахватаешься тяжелого (Николай работает грузчиком на Слободском машстройзаводе) – руки дрожат. А ведь тут работа тонкая, детальки мелкие.
Чайник закипел. Насыпали заварки, залили кипятком. Пока чай заваривался, мы отправились с кухни в зал, посмотреть коллекцию собранных макетов.
— Вот видишь этот маленький немецкий танк, чуть не в два раза меньше «Тигра»? Именно на таких немцы начинали с нами войну. Это Т-38 «Прага», легкий танк.
— Почему у них такое название?
— Так это чешские танки. Немцы захватили весь чешский парк – 522 танка. А машина, кстати, очень отличная была для своего времени. Качественная, легкая, запчастей хватало. Но когда у нас появились Т-34, точнее, когда широко развернулось их производство, то, понятно, «Прага» против них ничего не могла. Пришлось немцам более серьезную технику выставлять. У нашей «тридцатьчетверки» одно слабое место было – зазор между башней и платформой. Если снаряд попадал в этот зазор, башня отлетала метров на 50! Может, помнишь, раньше на втором поселке такой дед жил без носа. Не помню фамилии, вроде, дед Вася его звали. Так он вот как раз механиком-водителем был на Т-34, и как раз у них таким манером башню сорвало. Водитель-то пониже в танке сидит, вот почему у него нос только и срезало, а от остальных из экипажа, понятно, ничего не осталось.
Потом Николай рассказал про «тигры»: про обычный Т-6 и про «Королевский». И про самоходки «Фердинанд» и «Элефант». И про то, почему все-таки наши танки победили.
За это дело и вдарили по чайку.

Валерий ТАРАСОВ.

[adsp-pro-3]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите здесь свое имя.